Русский язык ЕГЭ

А15. Правописание приставок — , Русский язык ЕГЭ

На этом уроке мы повторим виды орфограмм в приставках, сформируем навык правописания этих орфограмм. Овладеем алгоритмом выполнения задания А15.

Введение

Задание А15 проверяет знание видов орфограмм в приставках.

Оно представлено в следующей форме:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Чтобы выполнить задание А15, определяем, в какой части слова находится орфограмма, какое правило действует, проверяем все примеры, делаем вывод, в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква.

I. Приставки изменяемые и неизменяемые

Повторим необходимый материал. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка образует слова с новым значением. В слове может быть не одна, а две и более приставок: сеять – посеять…– предпосевной.

Приставка – это часть слова, которая пишется СЛИТНО. Приставки бывают неизменяемые и изменяемые, правописание некоторых зависит от их смысла.

Приставки можно разделить на несколько групп:

— неизменяемые приставки на гласный и согласный (они всегда пишутся одинаково)

— приставки на -з (-с)

— приставки пре- (при-)

— приставки раз- (рас-), раз- (роз-) – правописание А/О.

II. Приставки, пишущиеся через дефис

Отвлечемся немного от нашей темы. Не всегда приставки пишутся слитно. Приставки по-, во-, в- мы пишем через дефис, если они находятся в наречиях, оканчивающихся на -ому,-ему, -цки, -ски, -ьи, -ых, -их. Например: по-немецки, по-французски, по-волчьи, по-своему, во-первых, в-третьих и т.д.

III. Приставки на -з/(-с)

Правописание приставок на -з/-с зависит от согласного после приставки. Если корень начинается со звонкого согласного – приставка оканчивается на -З; если с глухого – на -С.

Приставки З- нет, поэтому надо помнить: слова здесь, здоровье, здание, ни зги (ни зги не видно) пишутся с З, т. к. эта буква является частью корня.

Приставка С- есть, она неизменяемая, поэтому в слове сделать, несмотря на то что корень начинается со звонкой согласного, пишем С.

IV. Приставки пре-/(при- )

Правописание приставок пре-/ при- зависит от их значений. Значения надо просто заучить, желательно с примерами, тогда легче будет ориентироваться. Рассмотрим таблицу.

Рис. 1. Приставки пре-/при- (Источник)

Таблица 1. Правописание приставок пре-/ при-

пре-

при-

сходно со значением очень (указывает на высшую степень качества, признака, действия)

премиленький, презлой

присоединение

приклеить, прибить

сходно со значением приставки пере-

преградить прервать, преломление

приближение

приехать

приплыть

приблизить

 

 

близость к чему-либо

пришкольный

приморский

 

 

неполное действие

присесть

пригнуться

 

 

сопутствующий характер действия

притопывать

приплясывать

присвистывать

 

Итак, приставка пре- пишется всего в двух случаях: когда она имеет значение очень и пере-.

Рис. 2. Слова с пре-/при- (Источник)

Рис. 3. Слова с пре-/при- (Источник)

V. Приставки раз- (рас-), рос- (роз-)-правописание а/о в них

Обратите внимание, что в приставках раз- (рас-), роз- (рос-) две орфограммы: правописание а/о и з/с

Таблица 2. Правописание а/о в приставках раз- (рас-), роз- (рос-)

 Под ударением 

 о 

 росплеск, роспуск

 Без ударения

 а

 расплескать, распускать, развесить 

 

VI. Правописание И/Ы после приставок

Правописание И/Ы после приставок тоже входит в задание А15, хотя И/Ы – буквы корня.

Ы пишем, если слово без приставки начинается на И;

И пишем:

— после приставки меж-, сверх-;

— если слова иностранного происхождения, тогда в них есть морфема контр-, дез-, супер-, транс-, пост-;

— в сложносокращенных словах.

Таблица 3. Правописание И/Ы после приставок

 Без приставки слово начинается на И

 Есть приставка –  в корне Ы

 Игра – разыграться

 Искать – подыскать

 Есть приставки меж-, сверх-

 В корне И

 Межинститутский,  сверхинтересный

Слова иностранного происхождения в сложносокращенных словах

 Запомнить!

 Контригра,  дезинфекция

суперизвестный

спортинвентарь

 

В задании А15 ЕГЭ мы встречаем слова с правописанием Ъ и Ь в корне и после приставок на согласную. Это такие слова, как въезд, объявление, предъюбилейный, съёжился, обезьяна и т.д.

Ъ пишем в приставке перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд.

Ь пишем перед Е, Ё, Ю, Я в корне и перед И:

пьеса, налью, соловьи, воробьи и т.д.

VII. Анализ заданий А15

Перейдем к заданию А15 демоверсии ЕГЭ 2013.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. по..кладка, о..бойный, на..строчный

2. пр..встать, пр..клеить, пр..школьный

3. на..граться, сверх..нвестиции, из..скать

4. бар..ерный, с..язвить, обез..яна

Анализируем задание. 1 ряд: подкладка – Д, отбойный – Т, надстрочный – Д – приставки под-, от- – неизменяемые. 2 ряд: привстать (неполнота действия), приклеить (присоединение), пришкольный (близость к чему-либо). Это случаи правописания приставки ПРИ-. Мы нашли правильный ответ – №2.

Если вы нашли, по вашему мнению, правильный ответ, советуем все же выполнить всё задание. Может случиться, что вы чего-то не заметили.

1. подкладка, отбойный, надстрочный

2. привстать, приклеить, пришкольный

3. наиграться, сверхинвестиции, изыскать

4. барьерный, съязвить, обезьяна

Мы видим, что в задании есть слова с орфограммой в корне. Слово наиграться не всегда узнают. Если с вами такое случилось, обратитесь к правилу. Помните, есть правописание И/Ы после приставок. Это как раз тот случай.

Выполним ещё одно задание типа А15.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. по..точить, о..дать, о..клеить

2. ра..личить , ра..сказать, ..доровье

3. сверх..нтересный, раз..скать, контр..гра

4. пр..градить, пр..злой, пр..вознести

Проверим:

1. подточить, отдать, обклеить

2. различить, рассказать, здоровье

3. сверхинтересный, разыскать, контригра

4. преградить, презлой, превознести

Анализируем:

1-й ряд – неизменяемые приставки на согласный;

2-й ряд – приставки на з-/с-;

3-й ряд – И/Ы после приставок. (контригра – исключение – слово иностранного происхождения);

4-й ряд – приставки пре-/при- (преградить = пере-, презлой = очень, превознести = очень). Правильный ответ – №4.

 

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Yamal.org (Источник).

2. Орфографический словарь (Источник).

3. Totl1.com (Источник).

 

Домашнее задание

1. Выполните задание А15:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. под..двинуть, перен..ладить, об..злённый 2. об..ездить, интерв..юировать, кон..юнктура 3. пр..cмирев, правопр..емник, пр..лежный 4. бе..шовный, ра..щедрился, и..царапать

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. пр..вередливый, пр..тендент, пр..клонный (возраст) 2. поз..прошлый, р..справить, об..брать 3. ин..екция, грузопод..ёмник, необ..ятный 4. не..давленный, бе..полезный, ра..грызть

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. непр..ложный, непр..менный, пр..толстый 2. из..щрённость, сопр..водитель, предн„значен 3. необ..ятный, собез..янничать, пред..явить 4. Пост..мпрессионизм, за..нтересовать, роз..грыш

2. Выполните задание:

Рис. 4. Задание по орфографии (Источник)

3.* Используя полученные на уроке знания, составьте 3 задания типа А15, прокомментируйте подробный алгоритм их решения.

 
Оставьте отзыв о качестве урока А15. Правописание приставок в комментариях !!

comments powered by HyperComments
Нажмите, чтобы комментировать
На верх