9 клас

Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени — 9 клас, Русский язык Сложноподчинённые предложения

Где? Куда? Когда? Откуда? На эти вопросы ответят придаточные обстоятельственные места и времени. Как отличить их от других придаточных, чем прикрепляются эти придаточные к главному,  какую стилистическую окраску имеют союзы, вы узнаете на этом уроке.

1. Введение

Придаточные места обозначают место или пространство, где находится предмет или происходит что-либо, и отвечают на вопрос где?, куда?, откуда?. Обычно придаточные места  стоят после главной части: «Иди, куда влечет тебя свободный ум…» (А. Пушкин.) В главной части могут быть указательные слова там, туда, оттуда – это наречия, которые в предложении являются обстоятельством места: «Я отправился туда, куда пошли все одноклассники».  Придаточное предложение может  находиться и перед главным. Такой прием используется для усиления смыслового значения придаточного. Чаще всего  это наблюдается в пословицах, поговорках афоризмах: «Куда ни кинь, всюду клин». (Пословица) Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Чтобы определить вид придаточного, надо посмотреть, к чему оно относится и на какой вопрос отвечает. Сравните:  Везде (где везде?), где необходимо, построили  детские площадки. — Деревня (какая деревня?),  где скучал  Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин). В первом случае перед нами придаточное места, а во втором – придаточное определительное.

Придаточные  предложения времени  отвечают на вопросы когда?  как долго?  с каких пор? до каких пор? и др.  Придаточные времени прикрепляются  к главному предложению союзами когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как.  Главные предложения  могут иметь указательные слова  тогда, до тех пор. При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточное присоединяется к главному союзным словом когда:  «Мы встретились тогда, когда я готовился к поступлению».

Действия, о которых говорится в главном и придаточном предложениях, могут происходить одновременно или последовательно. При одновременности действий используются союзы когда, пока, покуда, как, в то время как.  При последовательности действий употребляются   простые союзы когда, едва, как только, лишь, чуть и др.  Это стилистически  нейтральные союзы.  Союзы покуда и чуть имеют оттенок разговорности. Все составные союзы (в то время как, прежде чем, перед тем как и т.д.) имеют оттенок  книжности. Союзы  покамест, как скоро, прежде,  нежели  устаревшие. Союз как может в одних случаях  придавать речи архаический оттенок, в других – просторечный.  

 

Домашнее задание

Вопросы

1. Как отличить придаточное места от придаточного времени?

2. Чем прикрепляются  придаточные места к  главному предложению?

3. Чем прикрепляются  придаточные времени  к  главному предложению?

4. От каких предложение нужно отличать придаточные  места?

Упражнение 1.  Определите вид придаточных предложений.

(1)   Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? (А. Чехов.) (2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) (3) Садитесь, где свободно. (Д. Розенталь). (4) Я не знаю, где можно приобрести новый учебник. (5) Она улыбалась  и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. (Ф. Достоевский.)  (6) Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. (Ф. Достоевский.)  (7)  Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой.) 

Упражнение 2.  Определите, чем прикрепляется к главному придаточное предложение.

(1) Где  некогда все было пусто, голо, теперь младая  роща разрослась. (А. Пушкин.)  (2)  В то время как   другие дети играли в футбол, он часами играл на скрипке. (3) Он засмеялся и пошёл, куда  захотелось ему. (М. Горький). (4) Когда  мы с ним встретились, ему было пять лет.  (5) Мы зашли в класс тогда, когда прозвенел звонок. (6) Он жил в то время, когда  не было телевидения.

Упражнение 3.  Запишите номера предложений из упражнения 2,  в которых придаточные прикреплены к главному при помощи союзных слов. Сделайте вывод о виде придаточных.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

 

Использованныее ресурсы Интернет

1. Подготовка к олимпиаде по русскому языку (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта, — М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.:2012 

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)    аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени в комментариях !!

comments powered by HyperComments
Нажмите, чтобы комментировать
На верх