1 клас

Социальные общности и институты — 1 клас, Обществознание

Как структурируется общество, и почему мы вынуждены постоянно взаимодействовать в рамках глобальных общественных систем и подсистем? Ответ на эти вопросы мы постараемся получить в ходе данного урока.

Мы часто слышим слово «институт» и сразу же представляем себе высшее образовательное учреждение. На самом деле это понятие более сложное и специализированное.

В научный оборот латинское слово institutum (устав, учреждение) ввёл американский социолог Т. Веблен. Одним из самых распространенных определений является следующее: социальный институт – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей. Институты оказывают влияние на поведение людей, определяя их статусно-ролевые характеристики. Целью социальных институтов является достижение стабильности в ходе развития общества. Отсюда, мы говорим, что они находятся в постоянном изменении и развитии.

Процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения социальных потребностей называют институализацией. Предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется в обществе, – это и есть результаты институализации.

В социологии выделяют несколько стадий институализации:

  1. Появление потребностей, которые можно удовлетворить в результате совместной деятельности.
  2. Выработка норм и правил, способных удовлетворить появившиеся потребности.
  3. Практическая реализация принятых норм и правил.
  4. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Из этого следует, что социальные институты образуют находящиеся во взаимодействии индивиды. (Рис. 1)

Образование социальных институтов

Рис. 1. Образование социальных институтов (Источник)

В социологии выделяют пять главных социальных институтов: политические институты, экономические институты, институт семьи, социально-культурные институты, институт религии. Каждый из них имеет свои специфические характеристики и функции.

Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:

1. политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;

2. материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Политические институты (рис. 2) обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.

В центре внимания политики – власть и управление в обществе.

Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.

Здание Государственной Думы РФ

Рис. 2. Здание Государственной Думы РФ

Экономический институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей. Институты, относящиеся к экономической сфере: рынок, частная собственность, материальное производство, деньги и т. д. (Рис. 3)

Биржа обеспечивает регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов

Рис. 3. Биржа обеспечивает регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов

Социальные институты образования и науки обеспечивают социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). (Рис. 4) Главная функция системы образования – накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям.

Лекционная аудитория вуза

Рис. 4. Лекционная аудитория вуза

Социальные институты семьи и брака, являются важнейшими социальными институтами. Помимо этого семья призвана выполнять следующие функции:

  1. Социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода;
  2. Воспитание, социализация детей;
  3. Экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой;
  4. Политическую, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью;
  5. Социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи.

Вышеуказанные функции свидетельствуют о необходимости семьи для всех ее членов и о неизбежности объединения людей, живущих вне семьи.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимные отношения, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. (Рис. 5)

Расширенный тип семьи состоит из супружеской пары с детьми и из родственников, проживающих с ними.

Рис. 5. Расширенный тип семьи состоит из супружеской пары с детьми и из родственников, проживающих с ними.

Таким образом, мы отмечаем, что социальные институты организуют и упорядочивают социальную структуру, удовлетворяя тем самым потребности личности и общества.

 

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. – М.: 2008. – 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. – М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. – М: «Русское слово», 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Обществознание (Источник).
  2. Интернет-портал Set-3945.znaet.ru (Источник).
  3. Социология (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Дайте определение таким понятиям, как статус, роль, естественный статус личности, профессионально-должностной статус, ролевой конфликт, ролевое ожидание.
  2. Как вы думаете, какова главная функция социальных статусов и ролей? Приведите собственные примеры.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Социальные общности и институты в комментариях !!

comments powered by HyperComments
Нажмите, чтобы комментировать
На верх