9 клас

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными — 9 клас, Русский язык

Оказывается,  сложноподчиненное предложение имеет свои тайны. Вы знаете, что придаточное от главного отделяется запятой. А если  придаточных несколько, надо ли все их разделять запятыми? Что делать, если и союзов несколько, и стоят они рядом? Об этом вы узнаете на уроке.

Конспект

Сложноподчиненные предложения могут иметь одно, два и более  придаточных. Если  в предложении одно придаточное, надо найти границы главного и придаточного и разделить предложения запятой. Сложнее, когда придаточных больше.

Алгоритм постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

1. Находим главное предложение.

2. Задаем вопросы к придаточным, определяем вид придаточных.

3. Определяем  тип подчинения.

4. Находим границы предложений.

5. Расставляем знаки.

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте. (см. учебник  С. Бархударова)

1. Главное: Виктор попросился в забойщики.

2. … попросился в забойщики  почему? потому что он слышал – придаточное причины.

…слышал о чем? что это самая почетная профессия на шахте – придаточное изъяснительное.

3. Последовательное подчинение: от главного задаем вопрос к первому придаточному, от первого придаточного – ко второму.

4. Границы придаточных: потому что он слышал –  придаточное 1-й степени; что это самая почетная профессия на шахте  – придаточное  2-й степени.

5. Запятые ставим на границе придаточных:  придаточное 1-й степени  потому что он слышал  выделяем запятыми с двух сторон, т.к. первая запятая отделяет придаточное от главного,  вторая – придаточное 1-й степени   от придаточного  2-й степени.

Схема предложения:  [        ],  потому что (                    ),  что (                       ).             При последовательном подчинении придаточных могут оказаться рядом союзы что — если, что — хотя, что — когда, так как — хотя, так как – если и др. На стыке двух союзов запятая ставится, если после придаточного нет второй части союза  — то или так. Она сказала  ему, что, если он болен, надо лечиться. (см. учебник  С. Бархударова)  Она сказала ему что? что надо лечиться. Надо лечиться при каком условии?  если он болен. Это последовательное подчинение, но одно придаточное находится  внутри другого. Рядом стоят два подчинительных союза: что и если. Союз  если, как правило,  требует продолжения, которое выражается  второй частью союза – то. Если в предложении отсутствует вторая часть  – то – запятую  ставим между союзами: что, если. Если вторая часть  союза есть – запятую между союзами что и если не ставим: Она сказала ему, что  если он болен,  то надо лечиться. Но перед  то  запятая будет стоять.

Разберем пример параллельного подчинения: Когда мы пришли, отец  показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (см. учебник  С. Бархударова) … отец  показал мне окуней и плотиц  когда? когда мы пришли.  … окуней и плотиц каких?  которых он выудил без меня. Мы задаем разные вопросы к разным придаточным от разных слов в главном. Первое придаточное  времени, второе определительное. Подчинение параллельное. Придаточные от главного отделяем запятыми.

Однородное подчинение. Я проснулся, когда солнце еще не встало, когда природа была объята предрассветным сном. Два придаточных времени, один и тот же  вопрос задаем от одного слова в   главном – это однородное  подчинение.  Придаточные предложения  и главное разделяем запятыми. [     ], (когда                        ), (когда          ). При однородном подчинении во втором (или другом последующем) придаточном подчинительный союз может опускаться.  Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы. (см. учебник  С. Бархударова) Пропущен союз когда.  Сложноподчиненное предложение состоит из главного и  трех  однородных придаточных времени.

 [                     ], когда (                     ),  (                  ), (                   ).

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы и/ или, перед которыми запятая ставится точно так же, как и при однородных членах предложения.  Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.  (см. учебник М. Разумовской) Слышно было что? как в саду шагал садовник. Слышно было что? как скрипела его тачка.  Это однородное подчинение изъяснительных придаточных, соединенных между собой  неповторяющимся союзом и. Запятую не ставим,  т.к. действует правило пунктуации  при однородных членах.

Сонечка писала, что настроение тяжелое, но чтобы он о них не беспокоился. (см. учебник  С. Бархударова) Здесь два изъяснительных придаточных, соединенных сочинительным союзом но, перед которым всегда ставим запятую. Связь – однородное подчинение.

Он раздражителен  и когда здоров, и когда болен.  (см. учебник  С. Бархударова) Два однородных  придаточных времени, повторяющийся союз  и, но так же, как при однородных членах, перед первым союзом и  запятую не ставим. А перед вторым – запятая будет стоять.

Вздрогнем, если вдруг взметнется птица или  протрубит лось вдалеке. Однородные придаточные условия  (относятся к одному и тому же главному, отвечают на один и тот де вопрос, имеют одно и то же значение), во втором придаточном опущен союз если. Придаточные соединяются  неповторяющимся союзом или – запятую не ставим.

 

Домашнее задание:

Вопросы.

1. Каков алгоритм постановки запятой (или ее отсутствия)  в сложноподчиненном предложении  с несколькими придаточными?

2. В каких случаях запятая перед придаточными не ставится?

Упражнение 1. Расставьте запятые.

(1) Виктор попросился в забойщики потому что он слышал  что это самая почетная профессия на шахте.  (2) Она сказала  ему  что  если он болен  надо лечиться. (3) Она сказала ему что  если он болен  то надо лечиться.  (4) Когда мы пришли  отец  показал мне окуней и плотиц  которых он выудил без меня. (5) Я проснулся  когда солнце еще не встало  когда природа была объята предрассветным сном. (6) Слышно было как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. (7)  Сонечка писала  что настроение тяжелое  но чтобы он о них не беспокоился. (8) Он раздражителен  и когда здоров и когда болен.  (9) Вздрогнем,  если вдруг взметнется птица или  протрубит лось вдалеке.

Упражнение 2.  Составьте схемы предложений упражнения 1.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

 

 

Использованные ресурсы Интернет:

1. Репетитор по английскому языку в Санкт- Петербурге (Источник).

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку (Источник).

 

Литература:

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,– М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М., 2012 

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в  2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой)  аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего  образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными в комментариях !!

comments powered by HyperComments
Нажмите, чтобы комментировать
На верх