Русский язык ЕГЭ

А11, В2. Части речи — , Русский язык ЕГЭ Подготовка к ЕГЭ

На уроке мы рассмотрим отличительные признаки прилагательных, причастий, наречий, союзов, частиц, местоимений, научимся различать омонимичные формы различных частей речи, отработаем навык выполнения заданий типа А11 и B2.

А11 Части речи

I. Особенности задания А11

Задание А11 проверяет знание основных аспектов морфологии: умение находить и различать части речи, определять их грамматические признаки.

Это задание к тексту представлено так: дать правильную морфологическую характеристику определённому слову.

Общие сведения о частях речи нам уже известны, мы не будем останавливаться на их повторении.

Рис. 1. Части речи (Источник)

Сложность заключается в том, что некоторые формы слов разных частей речи очень похожи друг на друга. В задании А11 проверяется умение различать схожие формы частей речи.

Напомним, что обязательно надо внимательно прочитать само задание (нужно указать не номер предложения, а номер правильного ответа).

II. Как различить формы прилагательных, причастий, наречий

Разберём пример задания А11.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

(2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

1. действительное причастие

2. страдательное причастие

3. краткое прилагательное

4. деепричастие совершенного вида

Как отличить причастие от других частей речи? Вспомним школьную программу: причастие образуется от глагола путем прибавления суффиксов —ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-, —вш-, -ш-, -ем-/-ом-, -им-, -енн- (-ённ-), -нн-, -т-. Это формальные признаки причастия. 

Рис. 2. Причастие (Источник)

Механизм действия такой: видим суффикс причастия, проверяем, от какой части речи образовано слово; если от глагола – возможно, перед нами причастие. Например, читаЮЩий – тот, который читает, суффикс -ЮЩ- – причастие.

Вернемся к примеру. Сначала надо понять, что ищем. Первый вариант – действительное причастие. Формальный признак – суффиксы —ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-, —вш-,

 -ш-. Действительные причастия имеют только полную форму. Ответ №1 нам не подходит. Преобразована – не действительное причастие.

Страдательное причастие – действие производится над предметом. После таких действий предмет может и «пострадать». Формальный признак – суффиксы -ом-, -ем-,-им-, -енн-, -нн-, -т-. Причастие можно заменить конструкцией тот, кого…Преобразованный – тот, кого преобразовали.

В нашем примере информация должна быть преобразована. Ее должны преобразовать – страдательное причастие, суффикс -Н- – суффикс краткой формы страдательного причастия. Предполагаемый ответ: №2.

А может быть, это краткое прилагательное? Нет, слово преобразована обозначает признак по действию.

Остался непроверенным четвертый ответ: деепричастие отвечает на вопрос что делая?Преобразованная – какая? У деепричастия совершенного вида суффиксы —в, -вши, -ши. Преобразована – не деепричастие совершенного вида.

Итак, ответ №2.

Напомним о трудных случаях типа девочка воспитаННа и образоваННа, девочка воспитаНа родителями.

В кратком прилагательном столько же Н, сколько в полном. Прилагательное можно заменить прилагательным: вежливая и умная (воспитаННая и образоваННая).

Краткое причастие пишем с одной Н, оно обозначает признак по действию: воспитана – её воспитали.

III. Грамматические признаки союза, частицы, местоимения

Встречаются в заданиях ЕГЭ и такие части речи, как союз, частица, местоимение, наречие. Чтобы их определить, надо понять, какую функцию они выполняют в предложении.

Союз соединяет предложения и однородные члены, его можно заменить другим союзом. Частица вносит различные оттенки. Местоимение заменяет часть речи. Наречие обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.

Рис. 3. Наречие (Источник)

Разберём ещё одно задание типа А11.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2.

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.

1. частица

2. местоимение

3. союз

4. наречие

В предложении слово однако можем заменить союзом но. Оно соединяет предложение с предыдущим.

Сравните: Однако ты не прав = ты (все-)таки не прав – частица (разговорный вариант).

Слово однако является вводным, если стоит в середине предложения, в начале предложения однако имеет значение противительного союза, значит, правильный ответ №3.

Итак, чтобы определить часть речи, надо задать вопрос к слову, определить его значение, грамматические признаки и синтаксическую роль.

IV. Анализ заданий типа А11

Решим задание демоверсии А11.

Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

(1)… (2) Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3) Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4) При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

1. 5

2. 2

3. 6

4. 4

В слове заряжаемых видим формальный признак причастия – суффикс -ем-, он указывает и на настоящее время. Слово можно заменить: пушки, которые заряжают  в дуло. Пушки заряжают люди, т.е. предмет испытывает воздействие. По всем признакам перед нами страдательное причастие настоящего времени.

Правильный ответ №2.

Выполним еще одно задание типа А11.

Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОМОГАЮЩЕГО (предложение 2).

(2) Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего обезвреживать опасные для человека химические соединения.

1. действительное причастие

2. страдательное причастие

3. деепричастие

4. существительное

Первое, что нужно сделать, – поставить вопрос к слову помогающегокакого? Следовательно, варианты 3 и 4 ошибочны. Перед нами причастие. Теперь следует определить, действительное причастие или страдательное. Мы помним, что формальным показателем являются суффиксы: помогаЮЩего – суффикс действительного причастия. Проверим: фермент, который помогает. Итак, помогающего – действительное причастие. Правильный ответ №1.

И ещё одно задание типа А11.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДЕШЕВЛЕ в третьем (3) предложении текста.

(3) Конструкция с передним приводом дешевле в изготовлении, кроме того, она делает автомобиль более безопасным.

1. прилагательное в сравнительной степени

2. прилагательное в превосходной степени

3. наречие в сравнительной степени

4. наречие в превосходной степени

Поставим вопрос: конструкция – какова? – дешевле. Это вопрос прилагательного, таким образом, 3 и 4 варианты не подходят. Определим степень сравнения прилагательного. Несложно понять, что перед нами прилагательное в сравнительной степени: дешевый – дешевле – наиболее дешевый. Правильный ответ №1.

Рис. 4. Степени сравнения прилагательных (Источник)

 

В2 Части речи

I. Особенности задания В2

Задание В2 ЕГЭ проверяет знание грамматических признаков различных частей речи, умение различать омонимичные формы слов.

В задании В2 надо выписать определенные части речи. При этом каждая буква записывается в отдельную клеточку, слова пишутся через запятую, запятая ставится чуть ниже середины клетки, слова пишутся без пробелов. Но помните, что требования к заполнению бланков могут меняться, поэтому так важно прочитать инструкцию к выполнению задания.

В этом уроке мы не будем повторять теоретические основы морфологии. Это можно сделать, просмотрев другие уроки курса.

Основное внимание мы уделим непосредственному решению заданий типа В2.

Рис. 1. Части речи. Обобщение (Источник)

II. Анализ заданий типа В2

Перед нами задание в формате ЕГЭ:

Из предложения выпишите краткие прилагательные.

Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.

Сложно найти краткие прилагательные, потому что они бывают похожи на краткие причастия и наречия.

Задаем вопрос от подлежащего к сказуемому. Радость была какова? – велика. Наслаждение было каково? – глубоко. В обеих частях предложения сказуемое составное именное. Именные части велика и глубоко – краткие прилагательные. Краткое прилагательное можно заменить полной формой: великая радость.

Сравним: Он чувствовал так глубоко и тонко, как может чувствовать только творческая личность. Чувствовал как? – глубоко и тонко. Вопрос от глагола, в предложении обстоятельство, а часть речи – наречие.

Еще одно предложение: Всё ему было ново в подземном этаже Москвы.

В нем выделены прилагательные и показано, какими членами предложения они являются. Подземном – пишем в бланке ответа без предлога (он относится к существительному (в) этаже), вопрос прилагательного: в этаже каком? Образовано от существительного. В предложении является определением – это прилагательное. Ново – часть составного именного сказуемого. Можно заменить полной формой: было новым.

В инструкции говорится, что ответ в бланке можно писать как в падеже, в котором слова употреблены в предложении, так и в именительном падеже, но если в задании мы ищем краткое прилагательное, то в ответе пишем эту форму.

Продолжим разбирать задания В2.

Из предложения выпишите числительное.

Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию…

Числительное отвечает на вопрос сколько? и обозначает количество предметов или их порядок при счете (не путаем с другими частями речи, у них другие вопросы и другое значение). Лет скольких? – девяти, количество лет – числительное.

С какими словами можно спутать числительные? Тройка лошадейчто? – существительное, двойная нагрузка – прилагательное, удвоить показатели – глагол.

Рис. 2. Алгоритм решения В2

Выполним ещё несколько заданий типа В2.

Из предложений 8-9 выпишите наречие.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.

Наречие примыкает к глаголу, прилагательному, другому наречию, редко к существительному. В предложении – обстоятельство. Посмотреть сад когда? – напоследок. Слово отвечает признакам наречия. Выписываем слово напоследок.

Из предложений 2-5 выпишите притяжательные местоимения.

(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте… (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

Вспомним, что притяжательные местоимения отвечают на вопрос чей? Проверим: по всем просторам чьим? – её; с парками чьими? – их

Из предложений 5-10 выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.

Напомним, что простая форма превосходной степени прилагательного образуется с помощью суффиксов —ейш-, -айш-. Выписываем слово высочайшей.

 

Список литературы (А11 Части речи)

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 240 с.

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

4. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет (А11 Части речи)

1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2. Shkola3-kotel.ucoz.ru (Источник).

3. Russkiy-na-5.ru (Источник).

4. Ru.convdocs.org (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание (А11 Части речи)

1. Выполните задание:

Рис. 5. Задание типа А11 (Источник)

2. Выполните задание типа А11:

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКОЙ из третьего (3) предложения текста.

(3)Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом.

1. местоимение 2. наречие 3. прилагательное 4. Причастие

3.* Используя полученные на уроке знания, составьте 5 заданий типа А11, объясните каждый вариант.

 

Список литературы (В2 Части речи)

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет (В2 Части речи)

1. Shkola3-kotel.ucoz.ru (Источник).

2. Russkiy-na-5.ru (Источник).

3. Ru.convdocs.org (Источник).

4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

 

Домашнее задание (В2 Части речи)

1. Выполните задание:

Рис. 3. Задание типа В2 (Источник)

2. Выполните задание:

Рис. 4. Задание типа В2

3. Дайте морфологическую характеристику каждого слова в предложениях:

Конец ноября – самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний день с лёгким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру (По К. Паустовскому).

 
Оставьте отзыв о качестве урока А11, В2. Части речи в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх