А15. Правописание приставок – , Русский язык ЕГЭ
На этом уроке мы повторим виды орфограмм в приставках, сформируем навык правописания этих орфограмм. Овладеем алгоритмом выполнения задания А15.
Введение
Задание А15 проверяет знание видов орфограмм в приставках.
Оно представлено в следующей форме:
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Чтобы выполнить задание А15, определяем, в какой части слова находится орфограмма, какое правило действует, проверяем все примеры, делаем вывод, в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква.
I. Приставки изменяемые и неизменяемые
Повторим необходимый материал. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка образует слова с новым значением. В слове может быть не одна, а две и более приставок: сеять – посеять…– предпосевной.
Приставка – это часть слова, которая пишется СЛИТНО. Приставки бывают неизменяемые и изменяемые, правописание некоторых зависит от их смысла.
Приставки можно разделить на несколько групп:
– неизменяемые приставки на гласный и согласный (они всегда пишутся одинаково)
– приставки на -з (-с)
– приставки пре- (при-)
– приставки раз- (рас-), раз- (роз-) – правописание А/О.
II. Приставки, пишущиеся через дефис
Отвлечемся немного от нашей темы. Не всегда приставки пишутся слитно. Приставки по-, во-, в- мы пишем через дефис, если они находятся в наречиях, оканчивающихся на -ому,-ему, -цки, -ски, -ьи, -ых, -их. Например: по-немецки, по-французски, по-волчьи, по-своему, во-первых, в-третьих и т.д.
III. Приставки на -з/(-с)
Правописание приставок на -з/-с зависит от согласного после приставки. Если корень начинается со звонкого согласного – приставка оканчивается на -З; если с глухого – на -С.
Приставки З- нет, поэтому надо помнить: слова здесь, здоровье, здание, ни зги (ни зги не видно) пишутся с З, т. к. эта буква является частью корня.
Приставка С- есть, она неизменяемая, поэтому в слове сделать, несмотря на то что корень начинается со звонкой согласного, пишем С.
IV. Приставки пре-/(при- )
Правописание приставок пре-/ при- зависит от их значений. Значения надо просто заучить, желательно с примерами, тогда легче будет ориентироваться. Рассмотрим таблицу.
Рис. 1. Приставки пре-/при- (Источник)
Таблица 1. Правописание приставок пре-/ при-
пре- |
при- |
||
сходно со значением очень (указывает на высшую степень качества, признака, действия) |
премиленький, презлой |
присоединение |
приклеить, прибить |
сходно со значением приставки пере- |
преградить прервать, преломление |
приближение |
приехать приплыть приблизить |
|
|
близость к чему-либо |
пришкольный приморский |
|
|
неполное действие |
присесть пригнуться |
|
|
сопутствующий характер действия |
притопывать приплясывать присвистывать |
Итак, приставка пре- пишется всего в двух случаях: когда она имеет значение очень и пере-.
Рис. 2. Слова с пре-/при- (Источник)
Рис. 3. Слова с пре-/при- (Источник)
V. Приставки раз- (рас-), рос- (роз-)-правописание а/о в них
Обратите внимание, что в приставках раз- (рас-), роз- (рос-) две орфограммы: правописание а/о и з/с
Таблица 2. Правописание а/о в приставках раз- (рас-), роз- (рос-)
Под ударением |
о |
росплеск, роспуск |
Без ударения |
а |
расплескать, распускать, развесить |
VI. Правописание И/Ы после приставок
Правописание И/Ы после приставок тоже входит в задание А15, хотя И/Ы – буквы корня.
Ы пишем, если слово без приставки начинается на И;
И пишем:
– после приставки меж-, сверх-;
– если слова иностранного происхождения, тогда в них есть морфема контр-, дез-, супер-, транс-, пост-;
– в сложносокращенных словах.
Таблица 3. Правописание И/Ы после приставок
Без приставки слово начинается на И |
Есть приставка – в корне Ы |
Игра – разыграться Искать – подыскать |
Есть приставки меж-, сверх- |
В корне И |
Межинститутский, сверхинтересный |
Слова иностранного происхождения в сложносокращенных словах |
Запомнить! |
Контригра, дезинфекция суперизвестный спортинвентарь |
В задании А15 ЕГЭ мы встречаем слова с правописанием Ъ и Ь в корне и после приставок на согласную. Это такие слова, как въезд, объявление, предъюбилейный, съёжился, обезьяна и т.д.
Ъ пишем в приставке перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд.
Ь пишем перед Е, Ё, Ю, Я в корне и перед И:
пьеса, налью, соловьи, воробьи и т.д.
VII. Анализ заданий А15
Перейдем к заданию А15 демоверсии ЕГЭ 2013.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. по..кладка, о..бойный, на..строчный
2. пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
3. на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
4. бар..ерный, с..язвить, обез..яна
Анализируем задание. 1 ряд: подкладка – Д, отбойный – Т, надстрочный – Д – приставки под-, от- – неизменяемые. 2 ряд: привстать (неполнота действия), приклеить (присоединение), пришкольный (близость к чему-либо). Это случаи правописания приставки ПРИ-. Мы нашли правильный ответ – №2.
Если вы нашли, по вашему мнению, правильный ответ, советуем все же выполнить всё задание. Может случиться, что вы чего-то не заметили.
1. подкладка, отбойный, надстрочный
2. привстать, приклеить, пришкольный
3. наиграться, сверхинвестиции, изыскать
4. барьерный, съязвить, обезьяна
Мы видим, что в задании есть слова с орфограммой в корне. Слово наиграться не всегда узнают. Если с вами такое случилось, обратитесь к правилу. Помните, есть правописание И/Ы после приставок. Это как раз тот случай.
Выполним ещё одно задание типа А15.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. по..точить, о..дать, о..клеить
2. ра..личить , ра..сказать, ..доровье
3. сверх..нтересный, раз..скать, контр..гра
4. пр..градить, пр..злой, пр..вознести
Проверим:
1. подточить, отдать, обклеить
2. различить, рассказать, здоровье
3. сверхинтересный, разыскать, контригра
4. преградить, презлой, превознести
Анализируем:
1-й ряд – неизменяемые приставки на согласный;
2-й ряд – приставки на з-/с-;
3-й ряд – И/Ы после приставок. (контригра – исключение – слово иностранного происхождения);
4-й ряд – приставки пре-/при- (преградить = пере-, презлой = очень, превознести = очень). Правильный ответ – №4.
Список литературы
1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Yamal.org (Источник).
2. Орфографический словарь (Источник).
3. Totl1.com (Источник).
Домашнее задание
1. Выполните задание А15:
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. под..двинуть, перен..ладить, об..злённый 2. об..ездить, интерв..юировать, кон..юнктура 3. пр..cмирев, правопр..емник, пр..лежный 4. бе..шовный, ра..щедрился, и..царапать
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. пр..вередливый, пр..тендент, пр..клонный (возраст) 2. поз..прошлый, р..справить, об..брать 3. ин..екция, грузопод..ёмник, необ..ятный 4. не..давленный, бе..полезный, ра..грызть
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. непр..ложный, непр..менный, пр..толстый 2. из..щрённость, сопр..водитель, предн„значен 3. необ..ятный, собез..янничать, пред..явить 4. Пост..мпрессионизм, за..нтересовать, роз..грыш
2. Выполните задание:
Рис. 4. Задание по орфографии (Источник)
3.* Используя полученные на уроке знания, составьте 3 задания типа А15, прокомментируйте подробный алгоритм их решения.
Оставьте отзыв о качестве урока А15. Правописание приставок в комментариях !!
