А19. Слитное, дефисное, раздельное написание слов — , Русский язык ЕГЭ
На этом уроке мы рассмотрим особенности правописания производных предлогов и сложных и составных союзов, разграничим написание этих частей речи и омонимичных им самостоятельных частей речи; закрепим умение слитного и раздельного написания союзов, производных предлогов и омонимичных им самостоятельных частей речи; проанализируем задание А19.
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Урок: Слитное, дефисное, раздельное написание слов – А19
1. Союзы, предлоги и омонимичные им части речи
Задание ЕГЭ А19 проверяет умение различать слитное, дефисное, раздельное написание союзов и предлогов и омонимичных форм других частей речи.
Задание А19 представлено в следующей форме:
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно (раздельно)?
В русском языке есть предлоги и союзы, которые имеют омонимы – самостоятельные части речи. Например, производные предлоги надо отличать от омонимичных существительных с предлогами или деепричастия с частицей: в течение года – в течение предлог, в течении реки – существительное течение + предлог в; несмотря на – предлог, не смотря вокруг – частица не с деепричастием смотря.
2. Правописание предлогов. Особенности правописания производных предлогов
Вспомним, как пишутся производные предлоги.
Правописание производных предлогов надо запомнить.
Но их можно отличить от существительных с предлогом. Выделите словосочетание с нужным словом и начните изменять по падежам. Уже в именительном падеже вы увидите, предлог или существительное перед вами.
Таблица 1. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ
ПРОИЗВОДНЫЕ |
НЕПРОИЗВОДНЫЕ |
|
СЛИТНО |
РАЗДЕЛЬНО |
ЧЕРЕЗ ДЕФИС |
Навстречу, вблизи, позади и др. – образованы от наречий; наподобиЕ, вследствиЕ, вроде, насчет, ввиду (но иметь в виду), вместо и др. – от сущ. с непроизводным предлогом. |
В течениЕ, в продолжениЕ, по причине, в целях, в видЕ, в связи с, со стороны, в отличиЕ от, в соответствиИ с, в заключениЕ и др. |
Из-за, из-под, по-над |
ВследствиЕ дождя мы остались дома. В следствиИ по делу обнаружились ошибки.
ВследствиЕ чего? – дождя. Вследствие – производный предлог.
В следствиИ по делу. Им.п. – следствиЕ по делу, Р.п. – следствиЯ по делу и т. д.
Самостоятельная часть речи изменяется по падежам, значит, (в) следствиИ – существительное. На конце слова пишем падежное окончание, а существительное с предлогом пишем раздельно.
Рис. 1. Правописание предлогов (Источник)
Производный предлог часто можно заменить непроизводным: вследствие дождя – из-за дождя.
3. Правописание союзов, наречий, способы различения их с омонимичными частями речи
Таблица 2. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ, НАРЕЧИЙ, ВВОДНОГО СЛОВА ИТАК
Слитно |
Раздельно |
Также, тоже, чтобы, почему, отчего, оттого, потому, поэтому, зато, причем, притом, итак, затем, зачем, посему (устар.), почем (прост.), насколько и др. |
Потому что, как будто, то есть, так как, так что, для того чтобы, тогда как, тем самым, тем более что, а не то, тем паче и др. |
Надо различать местоимение с частицей и союз. Например: Что бы мне съесть, чтобы похудеть? В первом случае местоимение что с частицей бы (Что? Какую пищу?), во втором – союз.
Чтобы написать слитно или раздельно слова также, тоже, чтобы, пробуем перенести или опустить частицу.
Ребята искали здание библиотеки, я тоже (= и) был с ними. Ребята искали здание библиотеки, я искал то же (= то) здание.
В первом предложении тоже можно заменить союзом, значит, перед нами союз – пишем слитно. Во втором предложении частицу же можно опустить, а к то задать вопрос: здание какое? то – пишем раздельно.
Зачем(наречие) думать об этом? За чем: за сыром или за велосипедом (за какой вещью? Чем = вещь, местоимение с предлогом. Пишем раздельно.) – ты пошел в магазин?
Рис. 2. Правописание союзов и вводного слова итак (Источник)
Примечание к рис. 2. Итак – это вводное слово. Обособляется! Поэтому – наречие!
Итак, если перед нами
° сочетание самостоятельной части речи (местоимение, наречие) + частица, – частицу можно опустить или перенести (так же);
° предлог + самостоятельная часть речи (местоимение, наречие) – значит, можно поставить вопрос, как к самостоятельной части речи – пишем раздельно.
Он повернул за то здание (за какое здание? – то = предлог + местоим.).
Чаще всего предлог с самостоятельной частью речи можно заменить другой самостоятельной частью речи: За чем: за сыром или за велосипедом (= за какой вещью) – ты пошел в магазин?
Союзы же можно заменить союзами: Приют наш мал, зато (= но) спокоен.
4. Анализ задания А19
Разберем задание А19.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1. (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
2. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
3. Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
4. ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
Проанализируем, какие части речи нам даны. Во-первых, наречия: зачастую, насколько, попросту, по-разному, поначалу.
Вспомним правописание наречий:
Слитно пишутся наречия на —ую с приставками в-, на-, за— : вплотную, наудалую, зачастую (Исключения: в открытую, на боковую, на попятную). Наш вариант: зачастую.
Через дефис с приставкой по- пишем наречия на —ому, -ему, -цки, -ски, -ьи. У нас: по-разному – (как?) – наречие.
Слитно пишем:
— наречия, производные от местоимений с предлогами. Насколько = как. Ср. На сколько человек мне рассчитывать?
— наречия, образованные от существительных с предлогами, если наречия имеют в своем составе существительные начало, конец, верх, низ и др. В задании: Поначалу может показаться. Ср. По началу спектакля (есть зависимое слово) сразу было видно, что это очень удачная постановка.
— наречия, образованные от кратких прилагательных с предлогом – попросту.
Правильный ответ – №1.
Рис. 3. Правописание существительных с предлогами и наречий
5. Практикум
Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. Денис долго готовился к экзамену, (за)то все задания выполнил правильно. Усилия свои ты расходовал (по)пусту. …А там пошлю (на)удалую,/И горе нашему врагу! (В)дали виднелся парус. (В)дали моря виднелся парус. Что(бы) много знать, надо хорошо учиться. Что(бы) нового мне узнать для подготовки этого выступления?
Проанализируем. Не за то (местоимение с предлогом = за цвет) волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Денис долго готовился к экзамену, зато (= но) все задания выполнил правильно. Усилия свои ты расходовал попусту (от прилагательного с предлогом). А там пошлю наудалую (нар на —ую),/И горе нашему врагу! Вдали (где? – нар.) виднелся парус. В дали (И.п – даль моря – сущ с предл.) моря виднелся парус. Чтобы (для того чтобы) много знать, надо хорошо учиться. Что бы (= какие факты) нового мне узнать для подготовки этого выступления.
Список литературы
1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Правила русской орфографии и пунктуации (Источник).
2. 5-ege.ru (Источник).
3. Uznaem-kak.ru (Источник).
4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
Домашнее задание
1. Выполните задание:
Рис. 4. Задание типа А19 (Источник)
2. Выполните задание:
Рис. 5. Задание типа А19 (Источник)
3. Выполните задание:
Рис. 6. Задание типа А19 (Источник)
4. Используя полученные на уроке знания, составьте 5 заданий типа А19, объясните правописание каждого слова.
Оставьте отзыв о качестве урока А19. Слитное, дефисное, раздельное написание слов в комментариях !!
