А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении — , Русский язык ЕГЭ
На этом уроке мы повторим правила постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами. Рассмотрим алгоритм решения задания А20.
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Урок: А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом
Задание А20 проверяет умение определять необходимость постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами.
1. Правила постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами
Рассмотрим пример задания А20.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Мы видим, что для того, чтобы выполнить это задание, нужно понять, что именно соединяет союз И: однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. Поставить запятую – или не ставить ее. И найти ответ.
Прежде всего необходимо вспомнить, что если неповторяющийся союз И соединяет однородные члены предложения, то запятая перед ним не нужна.
Если же неповторяющийся союз И соединяет части сложносочиненного предложения, запятую ставить нужно.
Вместе с тем, если у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член, вводное слово или общее придаточное, запятая перед И не нужна.
Проанализируем примеры.
Решил он к нам приехать на несколько дней и о приезде своем известил телеграммой.
В коридорчике было совсем темно, и через узкую щель приотворенной двери виднелся только кусок стены над плитой.
В начале апреля уже шумели птицы и летали в саду желтые бабочки.
Иными словами, время уже истекло и надо было уходить.
Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.
В первом предложении союз И соединяет сказуемые – он что сделал? – решил приехать и известил. Неповторяющийся союз. Запятая не нужна.
Следующее предложение – сложносочиненное. Две части – было темно, кусок виднелся. Здесь нет общего второстепенного члена предложения, общего вводного слова, общего придаточного. Запятая нужна.
А вот в третьем предложении тоже две основы – птицы шумели, бабочки летали. Но есть общее обстоятельство – в начале апреля. Не нужна запятая.
В четвертом предложении есть общее вводное слово – иными словами. Запятая не нужна.
В последнем предложении есть общее придаточное предложение времени – когда из-за туч вышла луна. Запятая перед И не нужна.
Кроме того, запятая перед союзом И не ставится в следующих случаях (см. рис. 1):
Рис. 1. Запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении не ставится
2. Разбор заданий типа А20
Теперь выполним задание из демоверсии 2013. Об этом задании уже шла речь вначале.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Прежде всего, найдем основы: их две.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
Значит, предложение сложное. Варианты ответа 1 и 4 не подходят. Теперь смотрим, нет ли здесь общего второстепенного члена. Может быть, дополнение – Ломоносовым? Нет. Это дополнение относится только к сказуемому – было намечено. Значит, ответ №3.
Выполним ещё одно задание типа А20.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Тем не менее, он быстро пришел в себя, взял принесенные мною два экземпляра договора, вынул перо, подписал, не читая почти, оба () и подпихнул мне оба экземпляра.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Прежде всего, найдем основы.
Тем не менее, он быстро пришел в себя, взял принесенные мною два экземпляра договора, вынул перо, подписал, не читая почти, оба () и подпихнул мне оба экземпляра.
Предложение длинное, но основа только одна: пришел в себя, взял, вынул, подписал, подпихнул – это однородные сказуемые. Значит, варианты 2 и 3 не подходят. Смотрим, повторяется ли союз И. Нет. И обособления никакого рядом нет. Значит, запятая не нужна. Ответ №1.
Список литературы
- Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Рис. 2. Задание типа А20 (Источник)
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Рис. 3. Задание типа А20 (Источник)
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении
Рис. 4. Задание типа А20 (Источник)
4.* Используя полученные на уроке знания, составьте 4 задания типа А20, объясните ход их решения.
Оставьте отзыв о качестве урока А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении в комментариях !!
