Русский язык ЕГЭ

А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении — , Русский язык ЕГЭ

На этом уроке мы повторим правила постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами. Рассмотрим алгоритм решения задания А20.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом 

Задание А20 проверяет умение определять необходимость постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами.

1. Правила постановки запятой в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами

Рассмотрим пример задания А20.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Мы видим, что для того, чтобы выполнить это задание, нужно понять, что именно соединяет союз И: однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. Поставить запятую – или не ставить ее. И найти ответ.

Прежде всего необходимо вспомнить, что если неповторяющийся союз И соединяет однородные члены предложения, то запятая перед ним не нужна.

Если же неповторяющийся союз И соединяет части сложносочиненного предложения, запятую ставить нужно.

Вместе с тем, если у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член, вводное слово или общее придаточное, запятая перед И не нужна.

Проанализируем примеры.

Решил он к нам приехать на несколько дней и о приезде своем известил телеграммой.

В коридорчике было совсем темно, и через узкую щель приотворенной двери виднелся только кусок стены над плитой.

В начале апреля уже шумели птицы и летали в саду желтые бабочки.

Иными словами, время уже истекло и надо было уходить.

Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

В первом предложении союз И соединяет сказуемые – он что сделал? – решил приехать и известил. Неповторяющийся союз. Запятая не нужна.

Следующее предложение – сложносочиненное. Две части – было темно, кусок виднелся. Здесь нет общего второстепенного члена предложения, общего вводного слова, общего придаточного. Запятая нужна.

А вот в третьем предложении тоже две основы – птицы шумели, бабочки летали. Но есть общее обстоятельство – в начале апреля. Не нужна запятая.

В четвертом предложении есть общее вводное слово – иными словами. Запятая не нужна.

В последнем предложении есть общее придаточное предложение времени – когда из-за туч вышла луна. Запятая перед И не нужна.

Кроме того, запятая перед союзом И не ставится в следующих случаях (см. рис. 1):

Рис. 1. Запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении не ставится

2. Разбор заданий типа А20

Теперь выполним задание из демоверсии 2013. Об этом задании уже шла речь вначале.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Прежде всего, найдем основы: их две.

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

Значит, предложение сложное. Варианты ответа 1 и 4 не подходят. Теперь смотрим, нет ли здесь общего второстепенного члена. Может быть, дополнение – Ломоносовым? Нет. Это дополнение относится только к сказуемому – было намечено. Значит, ответ №3.

Выполним ещё одно задание типа А20.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Тем не менее, он быстро пришел в себя, взял принесенные мною два экземпляра договора, вынул перо, подписал, не читая почти, оба () и подпихнул мне оба экземпляра.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Прежде всего, найдем основы.

Тем не менее, он быстро пришел в себя, взял принесенные мною два экземпляра договора, вынул перо, подписал, не читая почти, оба () и подпихнул мне оба экземпляра.

Предложение длинное, но основа только одна: пришел в себя, взял, вынул, подписал, подпихнул – это однородные сказуемые. Значит, варианты 2 и 3 не подходят. Смотрим, повторяется ли союз И. Нет. И обособления никакого рядом нет. Значит, запятая не нужна. Ответ №1.

  

Список литературы

  1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
  2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
  3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsportal.ru (Источник).
  2. Evartist.narod.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Рис. 2. Задание типа А20 (Источник)

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Рис. 3. Задание типа А20 (Источник)

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении

Рис. 4. Задание типа А20 (Источник)

4.* Используя полученные на уроке знания, составьте 4 задания типа А20, объясните ход их решения.

 
Оставьте отзыв о качестве урока А20. Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами. А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх