А26. Запятая в сложном предложении с разными видами связи — , Русский язык ЕГЭ
На этом уроке мы повторим правила постановки запятой в сложном предложении, узнаем краткую информацию о правилах постановки запятой на стыке двух союзов, а так же запятой перед союзом И.
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Урок: А26. Запятая в сложном предложении с разными видами связи
I. Запятая в сложном предложении (общее правило)
Задание А26 представлено в следующей форме:
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Чтобы выполнить это задание, необходимо выделить грамматические основы сложного предложения, поскольку, как вы знаете, запятая ставится между частями сложного предложения (рис. 1).
Рис. 1. Типы сложных предложений (Источник)
Не стоит забывать об односоставных предложениях и двусоставных неполных предложениях.
Рассмотрим пример.
Куда ни взглянешь, в воздухе летят целые облака снежинок, так что не знаешь, идет снег с неба или с земли.
Выделим основы: ни взглянешь (односоставное, обобщенно-личное), летят облака (двусоставное предложение), не знаешь (односоставное обобщенно-личное предложение), идет снег (двусоставное). Итак, запятые стоят на стыке частей сложного предложения.
II. Запятая на стыке двух подчинительных союзом (союзных слов), сочинительного и подчинительного союзов (союзного слова)
Рис. 2. Союзы русского языка (Источник)
Может вызвать затруднение запятая на стыке двух подчинительных союзов (союзных слов) или сочинительного и подчинительного союза (союзного слова), когда одно предложение находится внутри другого (рис. 2). Например, такие сочетания: что если, что когда, что куда, и если, но чтобы, но сколько бы ни, и когда, но как только и т.д.
Напомним правило: Если союзы (союзные слова) оказываются рядом, то запятая СТАВИТСЯ, если дальше НЕТ второй части союза ТО, НО, ТАК, ОДНАКО. Если вторая часть союза ЕСТЬ, то запятая НЕ СТАВИТСЯ.
Рассмотрим пример: Ей хотели сказать, что говорил доктор, но оказалось, ЧТО, ХОТЯ доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал.
Прежде всего, выделим основы: хотели сказать (односоставное неопределенно-личное), доктор говорил (двусоставное), оказалось (односоставное безличное), доктор говорил (двусоставное), нельзя было передать (односоставное безличное), он сказал (двусоставное). Поставим запятые на стыке частей сложного предложения.
Поскольку в предложении нет второй части союза, запятая между «что хотя» нужна. Чтобы запятой не было, это предложение должно выглядеть таким образом: Ей хотели сказать, что говорил доктор, но оказалось, ЧТО ХОТЯ доктор и говорил очень складно и долго, НО никак нельзя было передать того, что он сказал.
III. Запятая перед союзом И (рис. 3)
Существенные сложности могут вызывать знаки препинания при союзе И. Чтобы не сделать ошибку, нужно понимать, что именно соединяет союз И.
1. Союз И может соединять однородные члены. Тогда, если союз неповторяющийся, запятая перед ним не нужна. В примере союз И соединяет однородные сказуемые «взглянул» и «понял».
Капитан взглянул в бинокль И, хотя не видел спасенного, по спокойно-веселому лицу офицера понял, что человек спасен.
Союз И может соединять однородные члены, но запятая перед ним будет, просто функция этой запятой иная. В примере союз И соединяет однородные сказуемые, но запятая перед ним нужна: она отделяет придаточное изъяснительное «понял (что?), что увидит ее».
Когда вечером его пригласили выпить чаю, Иван Семенович понял, что увидит ее, И сейчас же обсудил, как держать себя с нею.
2. Союз И может соединять части сложносочиненного предложения, и тогда запятая нужна (не забывайте о том, что если у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член, запятая не нужна).
К вечеру приступ повторился, И, несмотря ни на какие усилия, ученому не удалось закончить опыт.
3. Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится, если предложения, соединенные союзом И, имеют общую придаточную часть. В примере запятая перед союзом И не нужна, потому что есть общее придаточное времени «Когда мы возвращались домой».
Солнце уже садилось И над рекой поднимался туман, когда мы возвращались домой.
4. Если союз И соединяет однородные придаточные предложения, запятая перед ним ставится, как при однородных членах предложения.
В примере есть два однородных придаточных изъяснительных (Он не мог понять чего? Отчего это происходит. Он не мог понять чего? За что он так страдает.), которые относятся к одному сказуемому, отвечают на один и тот же вопрос. Союз И неповторяющийся – запятая не нужна.
Он не мог понять, отчего это происходит и за что он так страдает.
Рис. 3. Запятая перед союзом И (Источник)
IV. Анализ задания А26
Рассмотрим пример задания А26:
В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он посмотрел на девушку (1) и ему показалось (2) что (3) когда придет вечер (4) и ей надо будет уходить отсюда (5) то ее отсутствие будет сложно себе представить.
1. 1, 2, 4, 5
2. 1, 2, 3, 4, 5
3. 2, 4, 5
4. 1, 2, 5
Выделим основы: «он посмотрел», «показалось», «вечер придет», «надо будет уходить», «будет сложно себе представить». Всего 5 основ.
Две запятые очевидны: на месте цифр 2 и 5. Они стоят на стыке двух предложений. О них нас и не спрашивают.
Нужна ли запятая на месте цифры 1? Союз И соединяет две основы: «он посмотрел», «показалось». Нет ли здесь общего придаточного? Нет, придаточное изъяснительное относится только к основе «показалось». Нет общего второстепенного члена. Запятая нужна.
Нужна ли запятая на месте цифры 3, на месте «встречи» союзов ЧТО и КОГДА? Посмотрим, есть ли вторая часть союза ТО, НО, ТАК, ОДНАКО. Да, есть («ТО ее отсутствие будет сложно себе представить»). Следовательно, запятой на месте цифры 3 не нужно.
Нужна ли запятая на месте цифры 4? Союз И соединяет две основы: «вечер придет», «надо будет уходить». А что это за предложения? Это однородные придаточные времени: «ее отсутствие будет сложно себе представить» когда? «когда придет вечер», «ее отсутствие будет сложно себе представить» когда? (когда) «ей надо будет уходить отсюда». Обратите внимание на то, что второй союз КОГДА опущен. Запятая на месте цифры 4 не нужна.
Правильный вариант: 1, 2, 5. То есть четвертый вариант.
Рис. 4. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (Источник)
Список литературы
- Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006.
- Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
I) В тот же вечер Десаль (1) потребовав у княжны Марьи свидания (2) сообщил ей (3) что (4) так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности (5) он почтительно советует ей самой написать письмо в Смоленск.
а) 3, 4, 5
б) 1, 3, 4, 5
в) 1, 2, 3, 4, 5
г) 2, 3, 5
II) Молодой Чехов обладал чувством стиля (1) и (2) если бы речь шла о музыке (3) то можно было бы сказать (4) что у него абсолютный слух.
а) 1, 3, 4
б) 2, 3, 4
в) 1, 2, 3, 4
г) 1, 2, 3
2. Выполните задание:
(Источник)
3. * Спишите текст, расставляя знаки препинания, объясните их расстановку. Укажите сложные предложения, составьте их схемы.
Музыка… Великое никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня в век плейеров и караоке телевидения и компьютеров когда так доступны концерты и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.
Да звучит очень много музыки музыки самой разной – старинной и современной так называемой «классической» и «лёгкой» исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как разобраться сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки содержательную музыкальную пьесу от модного но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьёзного произведения которое поначалу может показаться скучным и неинтересным а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?
Совет один стараться больше знать о музыкальном искусстве его истории особенностях языка законах по которым строится музыкальное произведение (разумеется постоянно слушая много хорошей серьёзной музыки).
(М. Зильберквит)
Оставьте отзыв о качестве урока А26. Запятая в сложном предложении с разными видами связи в комментариях !!
