Русский язык ЕГЭ

А4. Деепричастия и правила их употребления — , Русский язык ЕГЭ

На этом уроке мы повторим сведения о деепричастии как особой форме глагола и потренируемся в употреблении деепричастий. Проанализируем типологию решения заданий А4.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А4. Деепричастия и правила их употребления

Задание А4 проверяет умение определять субъект действия, основное действие и добавочное – выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, правильно их употреблять.

Задание А4ЕГЭ представлено в следующей форме:

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1. Деепричастия и правила их употребления

Деепричастие – это особая форма глагола, которая соединяет в себе признаки глагола и наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет категории вида и залога. Как наречие оно обозначает признак действия и является неизменяемым словом.

Рис. 1. Деепричастие (Источник)

Кроме того, деепричастие несовершенного вида обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого, а деепричастие совершенного вида обозначает действие, которое предшествует действию, обозначенному глаголом-сказуемым.

Часто мы имеем дело не с одиночными деепричастиями, а с деепричастными оборотами, т.е. с деепричастиями с относящимися к ним словами. Напомним, что такая конструкция называется деепричастным оборотом. В предложениях одиночное деепричастие и деепричастный оборот являются обособленными обстоятельствами и на письме выделяются запятыми.

Рис. 2. Построение предложения с деепричастием (Источник)

Вот пример деепричастия из стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Рассмотрим здесь несколько архаичную (т.е. устаревшую) форму деепричастия резвяся и деепричастие играя. Сейчас мы сказали бы резвясь. В предложении слово грохочет является сказуемым, оно выражает основное действие, обозначает то, что сообщается о подлежащем гром. А слова резвяся и играя обозначают добавочные действия: грохочет и при этом ещё резвится и играет. В предложении эти слова являются обстоятельствами образа действия, к ним можно поставить вопрос от сказуемого: грохочет каким образом? Очень важно точно определять, от чего мы ставим вопрос, тогда и ответ будет верный. Помните, что у сказуемого и относящегося к нему деепричастия один и тот же субъект действия, т.е., иными словами, оба действия производит один и тот же предмет или лицо. Игнорирование этого ведёт к ошибкам в употреблении деепричастий. Именно на этом строится задание А4 в ЕГЭ по русскому языку. В нашем примере этот субъект действия обозначен словом гром: это он грохочет, резвится и играет, только глагол здесь обозначает основное действие, а деепричастия резвяся и играя – добавочные.

Рис. 3. Построение предложения с деепричастием (Источник)

Деепричастный оборот может употребляться при инфинитиве. Например:

Любить –

       это значит:

                 в глубь двора

вбежать

        и до ночи грачьей,

блестя топором,

            рубить дрова,

силой

    своей

         играючи.

В этом примере, взятом из стихотворения Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», деепричастный оборот блестя топором относится к инфинитиву рубить.

2. Применение полученных знаний на практике

В стихотворении А. С. Пушкина найдём деепричастия и определим, к каким глаголам они относятся, а также какие слова здесь обозначают субъекты действия, т.е. кто производит основное и добавочное действие.

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Проверим: в этом стихотворении есть два деепричастных оборота: блестя на солнце и скользя по утреннему снегу. Они относятся, соответственно, к глаголам лежит и предадимся. Снег лежит, блестя на солнце. Предадимся, скользя. А субъект действия в первом случае будет обозначен словом снег, а во втором случае этот субъект подразумевается, на него указывает своим личным окончанием глагол предадимся – это мы.

3. Анализ заданий А4

Выполним несколько тестовых заданий на употребление деепричастий типа А4 ЕГЭ по русскому языку.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1. в аудитории началась дискуссия.

2. у меня возник интерес к этой проблеме.

3. требуются конкретные примеры.

4. мы имели в виду главным образом его словарный запас.

Первый вариант отвергаем, потому что получается, что дискуссия здесь началась и она же говорила, а это очевидная бессмыслица: ведь говорил кто-то, а дискуссия началась в процессе разговора о богатстве языка. По той же причине отвергаем и второй вариант, т.к. не может интерес возникнуть, говоря: это он возник у меня, пока я говорил или слушал чью-то речь о богатстве языка. То же и с третьим вариантом. Зато четвёртый вариант нас устраивает. Ведь это мы, говоря о богатстве языка, имели в виду его словарный запас.

Итак, ответ №4.

Разберём ещё одно задание:

В каком случае нарушена синтаксическая норма?

1. Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.

2. Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.

3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

4. Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.

В первом варианте всё в порядке: субъект действия один и тот же, он обозначен словом я. Основное действие обозначено глаголом представляю, а добавочное – деепричастием слушая.

То же можно сказать и о втором варианте.

А вот третий вариант явно неправильный, в нём нарушена синтаксическая норма: у глагола начался и деепричастия подъезжая разные субъекты действия: не мог ветер подъезжать к городу. Ведь синтаксис – это правильное соединение слов в словосочетания и предложения.

Выбираем вариант № 3.

 

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Genon.ru (Источник).

2. Издательство «Лицей» (Источник).

3. 5-ege.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Выполните задание:

Рис. 4. Задание по соблюдению синтаксической нормы (Источник)

2. Выполните задание:

Рис. 5. Задание по соблюдению синтаксической нормы (Источник)

3. Используя полученные на уроке знания, составьте 10 заданий типа А4.

 
Оставьте отзыв о качестве урока А4. Деепричастия и правила их употребления в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх