А4. Деепричастия и правила их употребления — , Русский язык ЕГЭ
На этом уроке мы повторим сведения о деепричастии как особой форме глагола и потренируемся в употреблении деепричастий. Проанализируем типологию решения заданий А4.
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Урок: А4. Деепричастия и правила их употребления
Задание А4 проверяет умение определять субъект действия, основное действие и добавочное – выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, правильно их употреблять.
Задание А4ЕГЭ представлено в следующей форме:
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1. Деепричастия и правила их употребления
Деепричастие – это особая форма глагола, которая соединяет в себе признаки глагола и наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет категории вида и залога. Как наречие оно обозначает признак действия и является неизменяемым словом.
Рис. 1. Деепричастие (Источник)
Кроме того, деепричастие несовершенного вида обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого, а деепричастие совершенного вида обозначает действие, которое предшествует действию, обозначенному глаголом-сказуемым.
Часто мы имеем дело не с одиночными деепричастиями, а с деепричастными оборотами, т.е. с деепричастиями с относящимися к ним словами. Напомним, что такая конструкция называется деепричастным оборотом. В предложениях одиночное деепричастие и деепричастный оборот являются обособленными обстоятельствами и на письме выделяются запятыми.
Рис. 2. Построение предложения с деепричастием (Источник)
Вот пример деепричастия из стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Рассмотрим здесь несколько архаичную (т.е. устаревшую) форму деепричастия резвяся и деепричастие играя. Сейчас мы сказали бы резвясь. В предложении слово грохочет является сказуемым, оно выражает основное действие, обозначает то, что сообщается о подлежащем гром. А слова резвяся и играя обозначают добавочные действия: грохочет и при этом ещё резвится и играет. В предложении эти слова являются обстоятельствами образа действия, к ним можно поставить вопрос от сказуемого: грохочет каким образом? Очень важно точно определять, от чего мы ставим вопрос, тогда и ответ будет верный. Помните, что у сказуемого и относящегося к нему деепричастия один и тот же субъект действия, т.е., иными словами, оба действия производит один и тот же предмет или лицо. Игнорирование этого ведёт к ошибкам в употреблении деепричастий. Именно на этом строится задание А4 в ЕГЭ по русскому языку. В нашем примере этот субъект действия обозначен словом гром: это он грохочет, резвится и играет, только глагол здесь обозначает основное действие, а деепричастия резвяся и играя – добавочные.
Рис. 3. Построение предложения с деепричастием (Источник)
Деепричастный оборот может употребляться при инфинитиве. Например:
Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
В этом примере, взятом из стихотворения Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», деепричастный оборот блестя топором относится к инфинитиву рубить.
2. Применение полученных знаний на практике
В стихотворении А. С. Пушкина найдём деепричастия и определим, к каким глаголам они относятся, а также какие слова здесь обозначают субъекты действия, т.е. кто производит основное и добавочное действие.
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Проверим: в этом стихотворении есть два деепричастных оборота: блестя на солнце и скользя по утреннему снегу. Они относятся, соответственно, к глаголам лежит и предадимся. Снег лежит, блестя на солнце. Предадимся, скользя. А субъект действия в первом случае будет обозначен словом снег, а во втором случае этот субъект подразумевается, на него указывает своим личным окончанием глагол предадимся – это мы.
3. Анализ заданий А4
Выполним несколько тестовых заданий на употребление деепричастий типа А4 ЕГЭ по русскому языку.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1. в аудитории началась дискуссия.
2. у меня возник интерес к этой проблеме.
3. требуются конкретные примеры.
4. мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Первый вариант отвергаем, потому что получается, что дискуссия здесь началась и она же говорила, а это очевидная бессмыслица: ведь говорил кто-то, а дискуссия началась в процессе разговора о богатстве языка. По той же причине отвергаем и второй вариант, т.к. не может интерес возникнуть, говоря: это он возник у меня, пока я говорил или слушал чью-то речь о богатстве языка. То же и с третьим вариантом. Зато четвёртый вариант нас устраивает. Ведь это мы, говоря о богатстве языка, имели в виду его словарный запас.
Итак, ответ №4.
Разберём ещё одно задание:
В каком случае нарушена синтаксическая норма?
1. Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
2. Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
4. Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
В первом варианте всё в порядке: субъект действия один и тот же, он обозначен словом я. Основное действие обозначено глаголом представляю, а добавочное – деепричастием слушая.
То же можно сказать и о втором варианте.
А вот третий вариант явно неправильный, в нём нарушена синтаксическая норма: у глагола начался и деепричастия подъезжая разные субъекты действия: не мог ветер подъезжать к городу. Ведь синтаксис – это правильное соединение слов в словосочетания и предложения.
Выбираем вариант № 3.
Список литературы
1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Genon.ru (Источник).
2. Издательство «Лицей» (Источник).
3. 5-ege.ru (Источник).
Домашнее задание
1. Выполните задание:
Рис. 4. Задание по соблюдению синтаксической нормы (Источник)
2. Выполните задание:
Рис. 5. Задание по соблюдению синтаксической нормы (Источник)
3. Используя полученные на уроке знания, составьте 10 заданий типа А4.
Оставьте отзыв о качестве урока А4. Деепричастия и правила их употребления в комментариях !!
