А6. Образование причастных оборотов (синтаксические нормы) — , Русский язык ЕГЭ
На этом уроке мы рассмотрим понятие «причастный оборот», научимся определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову и расставлять знаки препинания при причастном обороте. Рассмотрим случаи, когда невозможно заменить придаточную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Разберём пример задания А6 демоверсии ЕГЭ 2013 г.
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Урок: А6. Образование причастных оборотов (синтаксические нормы)
1. Причастный оборот и его место в предложении
В задании А6 ЕГЭ необходимо определить, в каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами, в предложении он является определением.
Причастие – это форма глагола, которая совмещает в себе признаки глагола и прилагательного, отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Некоторые ученые предлагают еще и вопрос что делающий? что делавший? что сделавший?
Рис. 1. Причастие (Источник)
Причастие образуется от глагола при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -ем-, -им-, -енн-.
Их надо запомнить, т. к. это опознавательный признак причастия.
Читать – читающий, читавший.
2. Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим предложения:
Дождь,|стучавший по крыше|, навевал сон.
Сон навевал дождь,|стучавший по крыше|.
Стучавший по крыше дождь навевал сон.
В предложениях стучавший по крыше – причастный оборот, т. е. причастие с зависимыми словами: дождь какой? – стучавший по крыше = тот, который стучал.
В последнем предложении запятую не ставим, т. к. причастный оборот стоит перед определяемым словом дождь.
Не путайте: определяемое слово – слово, от которого задаем вопрос к причастному обороту. Зависимое слово (слова) – слово, к которому мы задаем вопрос от причастия, и оно образует причастный оборот. В первых двух предложениях причастный оборот обособлен (выделен запятыми), т. к. стоит после определяемого слова.
У причастного оборота (= обособленного определения) есть синтаксический синоним – придаточное определительное. Сравните: Дождь,|стучавший по крыше|, навевал сон. Дождь, который стучал по крыше, навевал сон.
Во втором случае придаточное определительное: Дождь (какой?), который стучал по крыше (придаточное определительное), навевал сон.
Рис. 2. Причастный оборот и придаточное определительное (Источник)
3. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
НЕЛЬЗЯ заменить, если:
• в главном предложении имеется указательное слово.Мальчик читал ту книгу, которую ему подарили.
• в придаточной части сказуемое выражено формой условного наклонения.Студенты хотели посмотреть спектакль, в котором главную роль играл бы В. Гафт.
• тот, кто производит действие в главном предложении, не тот же, кто производит действие в придаточном (т. е. не можем заменить, если субъект грамматической основы главного предложения не равен субъекту грамматической основы придаточной части). Это была его любимая картина, над которой не властно время. (субъекты: картина, время)
ВАЖНО! При этом союзное слово стоит в В. п. с предлогом или в Р., Д., Т., П. падежах (с предлогом или без)!
• после союзного слова который стоит глагол в будущем времени: События войны, которые навсегда останутся в памяти народа, найдут свое отражение в «лейтенантской прозе».
Рис. 3. Замена придаточной части СПП причастным оборотом невозможна (Источник)
4. Разбор задания А6 по русскому языку демоверсии ЕГЭ 2013 г.
Перейдем к заданию ЕГЭ. Надо определить, когда придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Чтобы выполнить задание А6, находим придаточную часть СПП (выделив грамматические основы и задав вопрос). Проверяем, в каком предложении есть указательное слово в главном, или сказуемое, выраженное формой условного наклонения; или субъекты главного и придаточного не совпадают, при этом союзное слово стоит в В. п. с предлогом или в Р., Д., Т., П. падеже (с предлогом или без).
Выполним задание А6 ЕГЭ демоверсии 2013 г.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1. Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
2. Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
3. В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
4. Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
Во втором предложении в главной части субъект – среда, а в придаточной – организмы. Поэтому придаточное нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Правильный ответ – №2.
Рассмотрим два предложения.
Я купил тот справочник, в котором рассматривались трудные случаи постановки знаков препинания в русском языке.
Я бы купил справочник, в котором рассматривались бы трудные случаи постановки знаков препинания в русском языке.
В первом указательное слово тот не позволяет заменить придаточное причастным оборотом, а во втором – сказуемое выражено формой условного наклонения (на это указывает частица бы) –тоже нельзя заменить причастным оборотом.
Попытаемся заменить: Я купил тот справочник, рассматривавший трудные случаи постановки знаков препинания в русском языке. – нарушена синтаксическая норма (попробуйте от слова тот задать вопрос какой тот? – в ответе не указывается конкретный справочник).
То же произойдет и со вторым предложением: в данном случае в причастном обороте невозможна частица бы.
Список литературы
1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Genon.ru (Источник).
2. Издательство «Лицей» (Источник).
3. Социальная сеть работников образования (Источник).
4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
Домашнее задание
1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Рис. 4. Задание типа А6 (Источник)
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Рис. 5. Задание типа А6 (Источник)
3. Используя полученные на уроке знания, составьте 12 предложений, где придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Оставьте отзыв о качестве урока А6. Образование причастных оборотов (синтаксические нормы) в комментариях !!
