Русский язык ЕГЭ

B1. Определение способа словообразования – , Русский язык ЕГЭ

На этом уроке мы повторим способы словообразования, отработаем навык определения способа словообразования. Разберем задание В1, определим алгоритм его решения.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: B1. Определение способа словообразования

1. Особенности задания В1

В задании В1 предлагается найти слово, образованное тем или иным способом (рис. 1).

Рис. 1. Виды задания В1

Вспомним, что в русском языке слова образуются морфологическими способами (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способ) и неморфологическими способами (сложение, сокращение, сложение с сокращением (аббревиация), переход слова из одной части речи в другую) (рис. 2).

Рис. 2. Способы словообразования

2. Разбор заданий типа В1 ЕГЭ, выведение алгоритма решения, методические рекомендации по выполнению (Рис. 3)

Разберём подробнее на примерах.

Из предложений 5-6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(5) Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

Приставку имеет слово никому. Ищем производящую (исходную) основу – кто. Приставка ни- образует отрицательное местоимение от вопросительно-относительного местоимения кто. Способ словообразования – приставочный.

Слово перерывами не подходит, т. к. перерыв образовано от прерывать – т. е. это бессуффиксный (или бессуффиксальный) способ словообразования.

Обратим внимание на слово известно. Определим часть речи – краткое прилагательное (составное именное сказуемое), форма прилагательного известный, которое уже имеет приставку из-, она есть в производящей основе. Поэтому известно не

образовано приставочным способом.

Рис. 3. Алгоритм решения задания В1

Словообразование нельзя путать с формообразованием. Назовем формообразующие суффиксы, с помощью которых образуются новые формы, а не новые слова:

-Л- или нулевой суффикс, образующие глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения; глаголы условного, или сослагательного наклонения;

-И- или нулевой суффикс, образующие глаголы повелительного наклонения;

-Е-, -ЕЕ-/-ЕЙ-, -ШЕ-, -ЖЕ-, образующие простую сравнительную степень прилагательных и наречий;

-АЙШ, -ЕЙШ-, образующие простую превосходную степень сравнения прилагательного (редко наречия).

Обратите внимание на то, что причастие и деепричастие трактуются в лингвистике неоднозначно: как самостоятельные части речи или как особые формы глагола.

Выполним ещё одно задание:

Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ (предложение 33).

(33) Телефонистом владела радость узнавания нового большого города.

Узнавания – существительное, образованное от глагола узнавать путем прибавления суффикса существительного -ни-. Слово узнавание образовано суффиксальным способом. Напоминаем, что не нужно разбирать слово по составу, нужно искать «ближайшего родственника».

Разберем ещё одно задание типа В1.

Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(17) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

Задание легкое, т. к. трудно найти в предложении слова с приставочно-суффиксальным способом словообразования, кроме слова прибрежные. Это прилагательное, а прилагательные очень часто образуются приставочно-суффиксальным способом. Производящая основа -берег + приставка при- + суффикс -н-.

Проанализируем слова открыты и натыкался. Открыты – форма причастия открытый, которое образовано от глагола открыть. В нем уже есть приставка от-, поэтому способ словообразования не приставочный, а суффиксальный, производящая основа откры+ суффикс причастия -т-. Однако, если рассматривать причастие как форму глагола, то суффикс –т– формообразующий, и тогда нас будет интересовать словообразование глагола открыть – приставочный способ. Но, т. к. есть два взгляда на причастие как на форму глагола или как на самостоятельную часть речи (см. выше), в заданиях В1, как правило, такие формы отсутствуют.

Натыкался – форма прошедшего времени (-л- формообразующий суффикс) глагола натыкаться, который образован от глагола тыкаться при помощи приставки на-, т. е. это – приставочный способ.

В одном из вариантов демоверсии ЕГЭ встречалось слово безжалостный. Оно образовано приставочно-суффиксальным способом от производящей основы жалость + приставка без- + суффикс -н-.

Выполним еще одно задание типа В1.

Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

Задерживались – не подходит, т. к. это слово образовано суффиксальным способом от задержаться + суффикс -ива- (-л- не считаем: он формообразующий). Глагол находились тоже образован суффиксальным способом.

Поблизости – от существительного близость + приставка по- + суффикс . Обращаем ваше внимание: -и – это не окончание, а суффикс. У наречий нет окончаний! Приставочно-суффиксальный способ – это правильный ответ.

Нам не нужно искать ещё, т. к. в задании надо найти словО.

Для определения производящей основы можно использовать такой прием: убрать морфему (например, приставку) и посмотреть, есть ли слово без нее. Прибрежный – слова брежный нет, значит, в этом слове не приставочный способ словообразования. Но этот прием работает не всегда.

Приведём примеры бессуффиксного способа словообразования: зелень (от зеленый), синь (от синий), угроза (от угрожать), вход (от входить). Обратите внимание, что этим способом образуются только существительные.

 

Список литературы

  1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2011.
  3. Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 240 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School.xvatit.com (Источник).
  2. Kakprosto.ru (Источник).
  3. Rus-exam.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Выполните задание:

Рис. 4. Тренировочное задание типа В1

2. Выполните задание:

Рис. 5. Тренировочное задание типа В1

3.* Используя полученные на уроке знания, распишите определение способа словообразования 20 слов.

 
Оставьте отзыв о качестве урока B1. Определение способа словообразования в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх