Буквы О, Ё после шипящих в корне слова — 5 клас, Русский язык Фонетика. Графика. Орфография
На прошлом занятии вы работали над способами проверки безударной гласной в корне. Помните, как вы это делали? Вы подбирали проверочное слово так, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением. Но не все гласные в корне слова проверяются ударением. Дело в том, что у нас может возникать трудность в написании гласной и под ударением. На этом уроке мы изучим орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова».
1. Введение
Учебное наблюдение
Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:
[шо́рах] – шорох, [шо́пат] – шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о, в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё.
Запоминаем правило
Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова (Источник)
После шипящих в корнях слов пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е. Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е, то после шипящих в корне слова пишется буква о. В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о: шоссе, жонглёр, шорты.
Учебное наблюдение
Он случайно ожг руку.
Он получил сильный ожг.
Злоумышленник поджг дом.
Злоумышленник совершил поджг дома.
Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?
Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:
ожг, подж
г – глаголы; ож
г, подж
г – имена существительные.
Домашнее задание
Задание №1
Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е. Найдите слово, в котором допущена ошибка.
Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.
Задание №2
Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Русская Литература XIX и XX века (Источник).
2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (Источник).
3. Образовательный сайт (Источник).
Дополнительное задание
Литература
1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Оставьте отзыв о качестве урока Буквы О, Ё после шипящих в корне слова в комментариях !!
