Что такое текст-рассуждение? — 2 клас, Русский язык
Сегодня мы узнаем, что такое текст-рассуждение, как он строится, из каких частей он состоит и как правильно его построить.
Текст-рассуждение
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Пример
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Части текста-рассуждения
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
К примеру:
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Например:
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Например:
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Примеры текстов-рассуждений
Задание 1.
Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод.
Кто на свете самый сильный?
Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей.
Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.
Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.
Поэтому самый сильный на свете – муравей.
Задание 2.
Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение.
Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый.
«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.
Почему воробья так назвали?
Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:
Почему воробья так назвали?
Дело в том, что он очень прожорливый.
Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.
«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Так и зовут его с тех пор.
Задание 3.
Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст-рассуждение.
Собака – _____ человека _______, она спасает людей в горах, при пожарах _______, помогает в работе. Собака может быть _________, _______ и _________. И наконец, она просто отличный товарищ __________ собакам люди ставят памятники, пишут о них ______.
Одним из вариантов может быть:
Собака – друг человека. Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ. Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги.
Вывод в тексте-рассуждении иногда может отсутствовать.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую.
Заключение
Мы с вами узнали, как отличить текст-рассуждение, из каких частей он состоит.
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания (рис. 1).
Рис. 1. Текст-рассуждение с элементами описания
Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!
Это текст повествования с элементами описания (рис. 2).
Рис. 2. Текст повествования с элементами описания
Список литературы
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. – М.: Просвещение, 2012.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. – М.: Баласс, 2013
3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. – М.: Дрофа, 2012
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт ruslng.narod.ru (Источник)
2. Интернет-сайт kakprosto.ru (Источник)
3. Интернет-сайт nutik.flybb.ru (Источник)
Домашнее задание
1. На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?
2. Из каких частей состоит текст-рассуждение?
3. Какие слова используются для связи частей текста-рассуждения?
Оставьте отзыв о качестве урока Что такое текст-рассуждение? в комментариях !!
