5 клас

Дополнение — 5 клас, Русский язык

Данный урок является продолжением темы «Распространенное предложение» и посвящен дополнению как второстепенному члену предложения. Ученики узнают о способах выражения дополнения в предложении, о роли данного второстепенного члена в предложении.

1. Понятие о дополнении.

Тема: Синтаксис. Пунктуация

Урок: Дополнение

2. Косвенные падежи

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного:

Родительный (кого? чего?)

Дательный (кому? чему?)

Винительный (кого? что?)

Творительный (кем? чем?)

Предложный (о ком? о чём?)

3. Способы выражения дополнения

Например:

Это подарок (для кого?) для учителя.

Я звоню (кому?) маме.

Я получил (что?) письмо.

Я интересуюсь (чем?) музыкой.

Мы говорим (о чём?) о школе.

Во всех этих предложениях есть дополнения.

Дополнение подчеркивается пунктирной линией.

4. Тренировочное упражнение

Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже (Я жду Сережу. Позвони мне).

Прямые и косвенные дополнения

Дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога, называется прямым. Купил хлеб, прочитал книгу, сделал уроки. Остальные дополнения являются косвенными.

Домашнее задание.

Задание №1

Найдите дополнения в приведенных ниже предложениях:

Мы следили за лимоном,

Каждый листик берегли,

С каждым листиком зелёным

Мы возились как могли. (А. Барто)

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою, и забежал с другой стороны, и снова отскочил, и отдернул руку. (Н.В. Гоголь)

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго … (А.С. Пушкин)

Задание №2

Распространите предложения дополнениями:

Когда я был маленьким, я часто думал о (о чем?)…

Я совсем не боюсь (чего?) …

Я шел по улице и вдруг увидел (что?) …

Я могу все рассказать (кому?) …

Я хочу встретиться с (с кем?) …         

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:

1. Русский на 5 (Источник).  

2. Интернет-портал rudiplom.ru (Источник).  

 

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Дополнение в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх