Дополнение — 5 клас, Русский язык
Данный урок является продолжением темы «Распространенное предложение» и посвящен дополнению как второстепенному члену предложения. Ученики узнают о способах выражения дополнения в предложении, о роли данного второстепенного члена в предложении.
1. Понятие о дополнении.
Тема: Синтаксис. Пунктуация
Урок: Дополнение
2. Косвенные падежи
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного:
Родительный (кого? чего?)
Дательный (кому? чему?)
Винительный (кого? что?)
Творительный (кем? чем?)
Предложный (о ком? о чём?)
3. Способы выражения дополнения
Например:
Это подарок (для кого?) для учителя.
Я звоню (кому?) маме.
Я получил (что?) письмо.
Я интересуюсь (чем?) музыкой.
Мы говорим (о чём?) о школе.
Во всех этих предложениях есть дополнения.
Дополнение подчеркивается пунктирной линией.
4. Тренировочное упражнение
Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже (Я жду Сережу. Позвони мне).
Прямые и косвенные дополнения
Дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога, называется прямым. Купил хлеб, прочитал книгу, сделал уроки. Остальные дополнения являются косвенными.
Домашнее задание.
Задание №1
Найдите дополнения в приведенных ниже предложениях:
Мы следили за лимоном,
Каждый листик берегли,
С каждым листиком зелёным
Мы возились как могли. (А. Барто)
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою, и забежал с другой стороны, и снова отскочил, и отдернул руку. (Н.В. Гоголь)
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго … (А.С. Пушкин)
Задание №2
Распространите предложения дополнениями:
Когда я был маленьким, я часто думал о (о чем?)…
Я совсем не боюсь (чего?) …
Я шел по улице и вдруг увидел (что?) …
Я могу все рассказать (кому?) …
Я хочу встретиться с (с кем?) …
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:
1. Русский на 5 (Источник).
2. Интернет-портал rudiplom.ru (Источник).
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Оставьте отзыв о качестве урока Дополнение в комментариях !!
