5 клас

Экологические катастрофы. Гидросфера. Литосфера – 5 клас, Природоведение

На уроке мы познакомимся с оболочками Земли, а детальнее всего изучим строение литосферы и гидросферы. Узнаем о том, какое влияние оказывает на окружающую среду человек, и том, какие бывают виды загрязнений. Рассмотрим методы борьбы с загрязнителями.

Вступление

Всего на Земле выделяют шесть оболочек (рис. 1, табл. 1).

Рис. 1. Оболочки Земли (Источник)

Табл. 1. Оболочки Земли

Название

АТМОСФЕРА

ГИДРОСФЕРА

БИОСФЕРА

Описание

Воздушная оболочка, нижние границы которой проходят по поверхности гидросферы и литосферы, а верхняя находится на расстоянии около 1 тыс. км. В состав входит ионосфера, стратосфера и тропосфера.

Занимает 71 % поверхности Земли. Средняя соленость – 35 г/л, температура колеблется от 3–32 °С. Солнечные лучи проникают на глубину до 200 м, а ультрафиолетовые – до 800 м.

Включает в себя все живые организмы, которые заселяют атмосферу, гидросферу и литосферу.

Название

ЛИТОСФЕРА

ПИРОСФЕРА

ЦЕНТРОСФЕРА

Описание

Твердая, каменная оболочка, высотой 5–80 км.

Огненная оболочка, которая находится непосредственно под литосферой.

Называют еще ядром Земли. Находится на глубине 1800 км. Состоит из металлов: железа (Fe), никеля (Ni).

Литосфера

Определение. Литосфера – это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхнего слоя – мантии. Толщина ее различна, например, на материках – от 40–80 км, а под морями и океанами – 5–10 км. В состав земной коры входит восемь элементов (табл. 2, рис. 2–9).

Табл. 2. Состав земной коры

Наименование

Изображение

Наименование

Изображение

Кислород (О2)

Рис. 2. Кислород (Источник)

Железо (Fe)

Рис. 6. Железо (Источник)

Кремний (Si)

Рис. 3. Кремний (Источник)

Магний (Mg)

Рис. 7. Магний (Источник)

Водород (Н2)

Рис. 4. Водород (Источник)

Кальций (Ca)

Рис. 8. Кальций (Источник)

Алюминий (Al)

Рис. 5. Алюминий (Источник)

Натрий (Na)

Рис. 9. Натрий (Источник)

Литосфера Земли неоднородна. Многие ученые считают, что она разделена глубоководными разломами на отдельные кусочки – плиты. Эти плиты находятся в постоянном движении. Благодаря смягченному слою мантии это движение не заметно человеку, поскольку происходит оно очень медленно. Но, когда плиты сталкиваются, появляются землетрясения, могут образовываться вулканы, горные хребты. В целом, общая площадь суши Земли составляет 148 млн км2, из которых 133 млн км2 пригодны для жизни.

Определение. Почва – это верхний плодородный слой земли, который является средой обитания для многих живых организмов. Почва – это связующее звено между гидро-, лито- и атмосферой. Литосфера необходима растениям, грибам, животным и человеку, поэтому так важно ее оберегать и охранять. Рассмотрим основные источники загрязнения литосферы (Табл. 3, рис. 10–14).

Табл. 3. Источники загрязнения литосферы

Описание

Изображение

1.

Жилые дома и коммунальные предприятия, от которых остается большое количество строительного мусора, пищевых отходов.

Рис. 10. Мусор, отходы (Источник)

2.

Негативное воздействие оказывают и промышленные предприятия, потому что их жидкие, твердые и газообразные отходы попадают в литосферу.

Рис. 11. Отходы промышленных предприятий (Источник)

3.

Воздействие сельского хозяйства, выражается в загрязнении биологическими отходами и ядохимикатами.

Рис. 12. Отходы сельского хозяйства (Источник)

4.

Радиоактивные отходы, в результате Чернобыльской катастрофы и продукты выброса и полураспада радиоактивных веществ пагубно сказываются на любом живом организме.

Рис. 13. Радиоактивные отходы (Источник)

5.

Выхлопные газы, исходящие от транспорта, которые оседают в почве и попадают в круговорот веществ.

Рис. 14. Выхлопные газы (Источник)

Выхлопные газы содержат много тяжелых металлов. Так, ученые подсчитали, что наибольшее количество тяжелых металлов приходится на те почвы, которые находятся в непосредственной близости от автомобильных дорог, в них концентрация тяжелых металлов может быть больше нормы в 30 раз. Примеры тяжелых металлов: свинец (Pb), медь (Cu), кадмий (Cd).

Каждый человек должен понимать то, как важно сохранить среду обитания живых организмов максимально чистой. С этой целью многими учеными разрабатываются методы борьбы с загрязнителями (Табл. 4).

Табл. 4. Методы борьбы с загрязнителями

Характеристика метода

1.

Организация санкционированных свалок, которые занимают огромные площади, а те отходы, что на них находятся, требуют длительной переработки с участием микроорганизмов и кислорода. Соответственно, в атмосферу Земли выделяются вредные токсичные вещества.

Также это приводит к размножению грызунов и насекомых, которые являются переносчиками заболеваний.

2.

Более эффективным способом является организация мусоросжигательных заводов, хотя при сжигании отходов в атмосферу Земли также выделяются токсины. Их пробовали очищать с помощью воды, но тогда эти вещества попадают в гидросферу.

3.

Самым лучшим методом является организация мусороперерабатывающих заводов, при этом часть отходов перерабатывается в компост, который может быть использован в сельском хозяйстве. Часть некомпостируемых веществ может вторично использоваться. Примеры: пластмассы, стекла.

Таким образом, утилизация отходов – проблема всего человечества: как отдельных государств, так и каждого человека.

Гидросфера

Определение. Гидросфера – водная оболочка Земли (Схема 1).

Схема 1. Состав гидросферы

95,98 % – моря и океаны;   

2 % – ледники;

2 % – подземные воды;

0,02 % – воды суши: реки, озера, болота.

Гидросфера играет важнейшую роль в жизни планеты. Она накапливает тепло и распределяет его по всем материкам. Также с поверхности Мирового океана образуются газообразные пары воды, которые впоследствии выпадают вместе с осадками на сушу. Таким образом, гидросфера взаимодействует и с атмосферой, образуя облака, и с литосферой, выпадая вместе с осадками на землю.

Вода – уникальное вещество, без которого не может обойтись ни один организм, поскольку она участвует во всех обменных процессах. Вода на земле может быть в разных агрегатных состояниях.

Когда-то давно именно в воде зародились самые первые живые организмы. И даже в наши дни все живые организмы находятся в тесной взаимосвязи с водой.

Производства и промышленные предприятия стараются сосредоточить в непосредственной близости от водоемов: рек или крупных озер. В современном мире вода – основной фактор, определяющий производство, а зачастую и участвующий в нем.

Важность гидросферы трудно переоценить, особенно сейчас, когда темпы роста водоснабжения и водопотребления увеличиваются с каждым днем. Многие государства не имеют питьевой воды в требуемом количестве, поэтому наша задача – сохранить воду чистой.

Рассмотрим основные источники загрязнения гидросферы (табл. 5).

Табл. 5. Источники загрязнения гидросферы

Характеристика загрязнителей

1.

Источниками загрязнений гидросферы могут стать промышленные комплексы, такие как черная и цветная металлургия, нефте- и деревоперерабатывающие предприятия, химические заводы.

2.

Также воздействует на гидросферу сельское хозяйство: отходы животных и ядохимикаты.

3.

Бытовые отходы также несут вред, исходящие из кухонь, ванных комнат, из бытовых помещений в предприятиях, поликлиниках, столовых и т. д.

Таким образом, чтобы сохранить гидросферу нашей планеты, необходимо предпринять ряд мер (табл. 6).

Табл. 6. Меры сохранности чистой воды

Характеристика метода

1.

Установка качественного фильтра на всех предприятиях.

2.

Не отдавать земли под сельскохозяйственные угодья, если они не оборудованы очистными сооружениями.

3.

Контроль рационального потребления воды. Соблюдение водного режима.

4.

Сохранение уникальных экосистем.

На сегодня человеческий фактор является основным воздействующим звеном на природу, на все без исключения живые организмы. Но мы не должны забывать, что биосфера сможет обойтись и без нас, а вот мы без нее жить не сможем. Нам нужно научиться жить в гармонии с природой, а для этого необходимо воспитать экологическое мышление.

Следующий урок будет посвящен мерам, которые предпринимают для сохранения жизни на Земле.

 

Список литературы

  1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.
  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа: неживая и живая 5. – М.: Дрофа.
  3. Еськов К.Ю. и др./ под ред. Вахрушева А.А. Природоведение 5. – М.: Баласс.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Referat.znate.ru (Источник).
  2. Miteigi-nemoto.livejournal.com (Источник).
  3. Dinos.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: Учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 233, вопросы задания. 1 – 3.
  2. Расскажите о том, что вам известно о методах борьбы с загрязнителями литосферы.
  3. Расскажите о методах сохранности чистой гидросферы.
  4. *Подготовьте реферат по теме: «Экологически чистые уголки Земли». В своем докладе используйте картинки местности, о которой повествуете. Составьте план характеристики для каждого уголка, расскажите об их особенностях и отличительных чертах.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Экологические катастрофы. Гидросфера. Литосфера в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх