Экологические катастрофы. Гидросфера. Литосфера — 5 клас, Природоведение
На уроке мы познакомимся с оболочками Земли, а детальнее всего изучим строение литосферы и гидросферы. Узнаем о том, какое влияние оказывает на окружающую среду человек, и том, какие бывают виды загрязнений. Рассмотрим методы борьбы с загрязнителями.
Вступление
Всего на Земле выделяют шесть оболочек (рис. 1, табл. 1).
Рис. 1. Оболочки Земли (Источник)
Табл. 1. Оболочки Земли
Название |
АТМОСФЕРА |
ГИДРОСФЕРА |
БИОСФЕРА |
Описание |
Воздушная оболочка, нижние границы которой проходят по поверхности гидросферы и литосферы, а верхняя находится на расстоянии около 1 тыс. км. В состав входит ионосфера, стратосфера и тропосфера. |
Занимает 71 % поверхности Земли. Средняя соленость – 35 г/л, температура колеблется от 3–32 °С. Солнечные лучи проникают на глубину до 200 м, а ультрафиолетовые – до 800 м. |
Включает в себя все живые организмы, которые заселяют атмосферу, гидросферу и литосферу. |
Название |
ЛИТОСФЕРА |
ПИРОСФЕРА |
ЦЕНТРОСФЕРА |
Описание |
Твердая, каменная оболочка, высотой 5–80 км. |
Огненная оболочка, которая находится непосредственно под литосферой. |
Называют еще ядром Земли. Находится на глубине 1800 км. Состоит из металлов: железа (Fe), никеля (Ni). |
Литосфера
Определение. Литосфера – это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхнего слоя – мантии. Толщина ее различна, например, на материках – от 40–80 км, а под морями и океанами – 5–10 км. В состав земной коры входит восемь элементов (табл. 2, рис. 2–9).
Табл. 2. Состав земной коры
Наименование |
Изображение |
Наименование |
Изображение |
Кислород (О2) |
Рис. 2. Кислород (Источник) |
Железо (Fe) |
Рис. 6. Железо (Источник) |
Кремний (Si) |
Рис. 3. Кремний (Источник) |
Магний (Mg) |
Рис. 7. Магний (Источник) |
Водород (Н2) |
Рис. 4. Водород (Источник) |
Кальций (Ca) |
Рис. 8. Кальций (Источник) |
Алюминий (Al) |
|
Натрий (Na) |
Рис. 9. Натрий (Источник) |
Литосфера Земли неоднородна. Многие ученые считают, что она разделена глубоководными разломами на отдельные кусочки – плиты. Эти плиты находятся в постоянном движении. Благодаря смягченному слою мантии это движение не заметно человеку, поскольку происходит оно очень медленно. Но, когда плиты сталкиваются, появляются землетрясения, могут образовываться вулканы, горные хребты. В целом, общая площадь суши Земли составляет 148 млн км2, из которых 133 млн км2 пригодны для жизни.
Определение. Почва – это верхний плодородный слой земли, который является средой обитания для многих живых организмов. Почва – это связующее звено между гидро-, лито- и атмосферой. Литосфера необходима растениям, грибам, животным и человеку, поэтому так важно ее оберегать и охранять. Рассмотрим основные источники загрязнения литосферы (Табл. 3, рис. 10–14).
Табл. 3. Источники загрязнения литосферы
№ |
Описание |
Изображение |
1. |
Жилые дома и коммунальные предприятия, от которых остается большое количество строительного мусора, пищевых отходов. |
Рис. 10. Мусор, отходы (Источник) |
2. |
Негативное воздействие оказывают и промышленные предприятия, потому что их жидкие, твердые и газообразные отходы попадают в литосферу. |
Рис. 11. Отходы промышленных предприятий (Источник) |
3. |
Воздействие сельского хозяйства, выражается в загрязнении биологическими отходами и ядохимикатами. |
Рис. 12. Отходы сельского хозяйства (Источник) |
4. |
Радиоактивные отходы, в результате Чернобыльской катастрофы и продукты выброса и полураспада радиоактивных веществ пагубно сказываются на любом живом организме. |
Рис. 13. Радиоактивные отходы (Источник) |
5. |
Выхлопные газы, исходящие от транспорта, которые оседают в почве и попадают в круговорот веществ. |
Рис. 14. Выхлопные газы (Источник) |
Выхлопные газы содержат много тяжелых металлов. Так, ученые подсчитали, что наибольшее количество тяжелых металлов приходится на те почвы, которые находятся в непосредственной близости от автомобильных дорог, в них концентрация тяжелых металлов может быть больше нормы в 30 раз. Примеры тяжелых металлов: свинец (Pb), медь (Cu), кадмий (Cd).
Каждый человек должен понимать то, как важно сохранить среду обитания живых организмов максимально чистой. С этой целью многими учеными разрабатываются методы борьбы с загрязнителями (Табл. 4).
Табл. 4. Методы борьбы с загрязнителями
№ |
Характеристика метода |
1. |
Организация санкционированных свалок, которые занимают огромные площади, а те отходы, что на них находятся, требуют длительной переработки с участием микроорганизмов и кислорода. Соответственно, в атмосферу Земли выделяются вредные токсичные вещества. Также это приводит к размножению грызунов и насекомых, которые являются переносчиками заболеваний. |
2. |
Более эффективным способом является организация мусоросжигательных заводов, хотя при сжигании отходов в атмосферу Земли также выделяются токсины. Их пробовали очищать с помощью воды, но тогда эти вещества попадают в гидросферу. |
3. |
Самым лучшим методом является организация мусороперерабатывающих заводов, при этом часть отходов перерабатывается в компост, который может быть использован в сельском хозяйстве. Часть некомпостируемых веществ может вторично использоваться. Примеры: пластмассы, стекла. |
Таким образом, утилизация отходов – проблема всего человечества: как отдельных государств, так и каждого человека.
Гидросфера
Определение. Гидросфера – водная оболочка Земли (Схема 1).
Схема 1. Состав гидросферы
95,98 % – моря и океаны;
2 % – ледники;
2 % – подземные воды;
0,02 % – воды суши: реки, озера, болота.
Гидросфера играет важнейшую роль в жизни планеты. Она накапливает тепло и распределяет его по всем материкам. Также с поверхности Мирового океана образуются газообразные пары воды, которые впоследствии выпадают вместе с осадками на сушу. Таким образом, гидросфера взаимодействует и с атмосферой, образуя облака, и с литосферой, выпадая вместе с осадками на землю.
Вода – уникальное вещество, без которого не может обойтись ни один организм, поскольку она участвует во всех обменных процессах. Вода на земле может быть в разных агрегатных состояниях.
Когда-то давно именно в воде зародились самые первые живые организмы. И даже в наши дни все живые организмы находятся в тесной взаимосвязи с водой.
Производства и промышленные предприятия стараются сосредоточить в непосредственной близости от водоемов: рек или крупных озер. В современном мире вода – основной фактор, определяющий производство, а зачастую и участвующий в нем.
Важность гидросферы трудно переоценить, особенно сейчас, когда темпы роста водоснабжения и водопотребления увеличиваются с каждым днем. Многие государства не имеют питьевой воды в требуемом количестве, поэтому наша задача – сохранить воду чистой.
Рассмотрим основные источники загрязнения гидросферы (табл. 5).
Табл. 5. Источники загрязнения гидросферы
№ |
Характеристика загрязнителей |
1. |
Источниками загрязнений гидросферы могут стать промышленные комплексы, такие как черная и цветная металлургия, нефте- и деревоперерабатывающие предприятия, химические заводы. |
2. |
Также воздействует на гидросферу сельское хозяйство: отходы животных и ядохимикаты. |
3. |
Бытовые отходы также несут вред, исходящие из кухонь, ванных комнат, из бытовых помещений в предприятиях, поликлиниках, столовых и т. д. |
Таким образом, чтобы сохранить гидросферу нашей планеты, необходимо предпринять ряд мер (табл. 6).
Табл. 6. Меры сохранности чистой воды
№ |
Характеристика метода |
1. |
Установка качественного фильтра на всех предприятиях. |
2. |
Не отдавать земли под сельскохозяйственные угодья, если они не оборудованы очистными сооружениями. |
3. |
Контроль рационального потребления воды. Соблюдение водного режима. |
4. |
Сохранение уникальных экосистем. |
На сегодня человеческий фактор является основным воздействующим звеном на природу, на все без исключения живые организмы. Но мы не должны забывать, что биосфера сможет обойтись и без нас, а вот мы без нее жить не сможем. Нам нужно научиться жить в гармонии с природой, а для этого необходимо воспитать экологическое мышление.
Следующий урок будет посвящен мерам, которые предпринимают для сохранения жизни на Земле.
Список литературы
- Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.
- Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа: неживая и живая 5. – М.: Дрофа.
- Еськов К.Ю. и др./ под ред. Вахрушева А.А. Природоведение 5. – М.: Баласс.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: Учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 233, вопросы задания. 1 – 3.
- Расскажите о том, что вам известно о методах борьбы с загрязнителями литосферы.
- Расскажите о методах сохранности чистой гидросферы.
- *Подготовьте реферат по теме: «Экологически чистые уголки Земли». В своем докладе используйте картинки местности, о которой повествуете. Составьте план характеристики для каждого уголка, расскажите об их особенностях и отличительных чертах.
Оставьте отзыв о качестве урока Экологические катастрофы. Гидросфера. Литосфера в комментариях !!
