8 клас

Художественный стиль – 8 клас, Русский язык

Урок посвящен художественному функциональному стилю. Формулируются задачи художественного стиля. Рассматриваются разнообразные выразительные средства, которые используются в художественных текстах. Вводится понятие языка художественной литературы.

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи.         

Задача этого стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.

Художественный стиль употребляется в устной: фольклор (сказка, былина, песня) – и в письменной речи: эпические произведения (рассказ, повесть, роман), лирические произведения (ода, сонет, элегия, лирическое стихотворение), драматические произведения (комедия, драма, трагедия).

Типы речи в текстах художественного стиля: повествование (рассказ, повесть, сказка), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (авторское отступление).

Особенностями этого стиля являются высокая образность, эстетическая функция языка, жаргонизмы, просторечие, диалектизмы (в художественных целях), индивидуальный авторский стиль, в художественной речи не только (и не столько) передается определенная информация об окружающем мире – художественный текст создает свой собственный, образный мир.

Основные языковые особенности:

  • употребление различных тропов, широкое использование всех пластов русской лексики, широкое употребление народно-поэтических слов;
  • употребление конкретных существительных;
  • привлечение нелитературных слов и выражений, диалектизмов, жаргонизмов;
  • использование индивидуально-авторских неологизмов;
  • широкое использование различных морфологических средств;
  • воспроизведение устной разговорной речи, стилизация, пародирование;
  • восклицания, возгласы, вопросы; инверсия, перечисления, повторы и т. д.;
  • использование всех видов простого и сложного предложения;
  • употребление предложений с прямой и косвенной речью;
  • недопустимость стандартизированности;
  • использование средств поэтического синтаксиса (инверсий, риторических вопросов и восклицаний, анафор и эпифор и др.)

Выразительными средствами являются:

тропыобороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении:

метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола, ирония, литота и др.

фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос; ритм, рифма, используемые преимущественно в поэтическом произведении.

Эпитет – красочное, образное определение в переносном значении, подчеркивает наиболее существенные признаки определяемого предмета: парус одинокий, веселый ветер, золотая осень.        

Сравнение – это выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется

посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов как, точно, словно, будто, как будто, что: Любовь, как истина, темна и, как полынь, горька.

Метафора – это троп, основанный на сходстве двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: хвост поезда.

Метонимия – замена слова другим, смежным по значению, например: У меня на полке стоит весь Пушкин (имеются в виду книги). Мама сварила вкусный борщ. Я съел две тарелки (содержимое тарелок).

Олицетворение – приписывание неживому объекту свойств живого существа: А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!

Ирония – употребление слова или выражения в значении, противоположном прямому. Обычно за внешне положительной оценкой скрывается отрицательная:

С дворов

Свозили лодки.

Граф Хвостов,

Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов (А.С. Пушкин).

Гипербола содержит непомерное преувеличение свойства, признака предмета, явления, действия:

Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается мировая основа.

Сегодня

До последней пуговицы в одежде

Жизнь переделаем снова (В.В. Маяковский).

Литота содержит непомерное преуменьшение свойства, признака предмета, явления, действия.

И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов).   

Анафора – стилистический прием повтора слова в начале строки, строфы (предложения):

Опять с вековой тоскою

Пригнулись к земле ковыли,

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали (А.А. Блок).

Антитеза – противопоставление в тексте понятий, признаков, свойств:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин).

Инверсия – изменение обычного порядка слов (определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение)

Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? (А.С. Пушкин).

(напрасный дар, случайный дар…)

Параллелизм – сравнение в виде сопоставления:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит –

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.     

Градация – ступенчатое расположение выражений. Часто градация представляет собой расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Риторический вопрос – вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя:

Какой русский не любит быстрой езды? (Н.В. Гоголь).

Проанализируем отрывок из стихотворения А.А. Блока:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.           

В этом отрывке использованы следующие языковые средства, характерные для художественного стиля:

– ритм, рифма;

– инверсия – прилагательное после существительного (осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная);

– эпитет – открытое небо;

– метафора – леса сквозят тишиной;

– синтаксический параллелизм (одинаковое построение предложений) в первой строке;

– назывные предложения, которые создают ощущение статичности, неподвижности.

Понятие языка художественной литературы является более широким по отношению к понятию художественного стиля. Художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей обычно представлены другие стили, в первую очередь разговорный.

Встречается вкрапление других стилей и в авторское повествование, особенно при использовании несобственно-прямой речи.

 

Список литературы

  1. Шуваева А.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Речь. Текст. – М.: Астрель, 2008.
  2. Русский язык.8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Уроки русского языка (собрание материала) (Источник).
  4. Словарь иностранных слов (Источник). 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Презентация «Изобразительные средства связи» (Источник). 
  2. Видеоматериал: «Изобразительные средства языка» (Источник). 
  3. Аудиозапись «Художественный стиль»  (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Прочитать подробнее об изобразительных средствах языка (Источник). 
  2. Выполнить тесты (Источник).  

 
Оставьте отзыв о качестве урока Художественный стиль в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх