5 клас

Как человек изменил Землю — 5 клас, Природоведение Человек на Земле

В ходе этого урока мы познакомимся с влиянием человека на окружающую среду и последствиями этого влияния.

1. Влияние первобытных людей на природу

Человечество с древних времен не только познавало окружающую природу, но и использовало все ее богатства. С увеличением численности, развитием техники эти изменения становились все более заметными. Считается, что исчезновению мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей (Рис. 1, 2) и других древних животных во многом способствовала охота пещерных людей. Таким образом, в те далекие времена наша природа понесла самые первые раны от рук человека.

Рис. 1

Рис. 2

2. Влияние сельского хозяйства на природу

Со временем люди стали заниматься сельским хозяйством и животноводством. Но это привело к новым жертвам со стороны природы. Создавая поля, огороды, сады, люди вырубали леса и осушали болота, что нанесло огромный ущерб окружающей среде.

Рис. 3

Животные, которые паслись на пастбищах, поедали траву, что приводило к опустыниванию земель.

Домашние животные

Рис. 4. Домашние животные

3. Экологические проблемы, вызванные освоением новых земель

Новые географические открытия показали, что наша планета огромна и ее богатства неисчерпаемы, и люди пользовались этими богатствами, изменяя облик нашей планеты. Особенно сильно изменился облик островов. На них исчезли многие виды растений и животных. Зато другие виды приспособились к изменившимся условиям. И со временем люди стали их называть сорняками, а животных – вредителями. Человек стал искать эффективные способы воздействия на сорные растения и на животных – вредителей. Так были созданы ядохимикаты – это новые вещества, которые не существовали в природе до этого времени. Они оказывали свое пагубное действие не только на животных-вредителей и сорняки, но и на всю окружающую среду и человека в том числе.

Выделяют следующие ядохимикаты:

— Инсектициды – борьба с вредными насекомыми;

— Акарициды – против клещей;

— Нематициды – против нематод;

— Родонтициды – против грызунов;

— Фунгициды – против грибов;

— Гербициды – борьба с сорными растениями;

— Арборициды – против сорной древесной растительности;

— Бактерициды – против бактерий;

Рис. 5

Рис. 6

Также появились химические вещества, из которых стали изготавливать пластмассу, стиральные  порошки, лаки (Рис. 7). Но эти вещества тоже плохо влияют на окружающую среду и на здоровье человека.

Рис. 7

Загрязнения от химических веществ распространились на почву, атмосферу, гидросферу.

4. Радиоактивные вещества

Помимо ядохимикатов также существуют радиоактивные вещества. Их используют в вооружении, на АЭС (Рис. 8). Эти вещества очень опасны, они не имеют цвета, вкуса, запаха. Их наличие определяется специальными приборами. Они опасны тем, что вызывают лучевую болезнь, которая воздействует на многое органы человеческого организма.

Рис. 8

В 1986 году на Чернобыльской АЭС произошел мощный взрыв (Рис. 9). Последствия этой аварии ощущаются до сих пор. Радиоактивные вещества попали в воду, почву. Многим людям пришлось эвакуироваться, и теперь они проживают совершено в других местах. Многие виды растений и животных на этой территории исчезли.

Рис. 9

5. Основные экологические проблемы

Для того чтобы человечество не исчезло с лица Земли, нужно решить несколько экологических задач.

1. Человечеству необходимо сохранить на нашей планете все живые организмы. Так как растения, животные, бактерии необходимы и взаимосвязаны в нашей природе.

2. Избавить нашу планету от всех видов загрязнений (химических, биологических, радиационных).

3. Остановить опустынивание земель, которое возникает в результате их неразумного использования, осушения болот.

4. Бороться с исчезновением лесов на нашей планете, поскольку они дают кислород.

Только решив эти экологические проблемы, мы сумеем сохранить жизнь на нашей планете.

6. Дополнительная информация

Колорадский жук

Колорадский жук – это опаснейший вредитель посадок картофеля (Рис. 10). Он был завезен в Россию в 1953 году из Северной Америки. А к 1980 году распространился практически по всей России. Это небольшое насекомое, его длина 9-12 мм. Имеет 10 продольных ярких полосок. Он накапливает в своем организме токсичные вещества, содержащиеся в пасленовых растениях (картофель, томаты, баклажаны). Поэтому это насекомое не съедобно для многих видов птиц. Этот жук имеет высокую устойчивость к ядохимикатам. Обычно у насекомых на территории России всего один период покоя (наступает в конце осени), а у колорадского жука таких диапауз 6. Поэтому снова могут появиться колорадские жуки, которые несколько лет находились в паузе.

Рис. 10

 

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Pripyat.com (Источник).

2. Популярная механика (Источник).

3. Mostorf.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Как повлиял человек на древних животных?

2. Как влияет сельское хозяйство на природу?

3. Какие экологические проблемы связаны с освоением новых земель?

4. *Подготовьте небольшое сообщение об одной из современных экологических проблем.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Как человек изменил Землю в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх