Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» — 5 клас, Русский язык
На занятии мы напишем контрольный диктант на повторение правил из предыдущих уроков темы «Морфемика и орфография». Разберем возможные ошибки, которые могли возникнуть.
Введение
На уроке мы напишем контрольный диктант для того, чтобы вспомнить изученное в разделе «Морфемика и орфография», а также повторить основные пунктограммы и орфограммы.
Написание диктанта
Учитель начинает диктовать с 01:44-07:41. Если темп слишком высокий, нажимайте на паузу.
Проверка диктанта
Текст диктанта (рис. 1).
Рис. 1. Текст диктанта (Источник)
Проверяем гласные в корне. Выделенные гласные можно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя форму слова: вечернюю – вечер, уделено – раздел, казался – кажется, беспомощным – помощник, держался – держится, пропадал – пропал, становилась – станет, угрожающей – угроза, скале – скалы, долгожданному – долго (рис. 2).
Рис. 2. Гласные в корне (Источник)
Рассмотрим слова с непроверяемыми гласными, их написание нужно запомнить (рис. 3).
Рис. 3. Непроверяемые гласные (Источник)
Проверим написание слов, в которых есть чередование гласных (рис. 4).
Рис. 4. Чередование гласных (Источник)
Обратите внимание на написание гласных в приставках (рис. 5).
Рис. 5. Приставки (Источник)
Проверим правописание слов с приставками при-, пре-. Приставка при- имеет значение возле, приставка пре- близка по значению к слову очень (рис. 6).
Рис. 6. Приставки при-, пре- (Источник)
Буквы з, с на конце приставок. Если корень начинается с гласной или звонкой согласной, пишем букву з. Если корень начинается с глухой согласной, на конце приставки пишем с (рис. 7).
Рис. 7. Буквы з, с на конце приставок (Источник)
Обратите внимание на слова снова, сгруппировать, сбросить, смог. У них приставка с-, приставки з- в русском языке нет.
В словах разыгрывается, отыскать пишется после приставки буква ы.
Проверим написание сложных слов. Слово темно-синий пишется через дефис, потому что образовано от равносильных слов. Слово долгожданный пишем слитно, потому что оно образовано от словосочетания долго ждать (рис. 8).
Рис. 8. Написание сложных слов (Источник)
В слове ситуация пишем букву и после ц. Это слово оканчивается на -ция.
Частица не с глаголом получилось пишется раздельно.
Изо всех пишется раздельно. Изо – предлог.
Местоимение кто-то пишется через дефис.
Проверка пунктуации. В тексте есть предложения с однородными сказуемыми,между которыми ставится запятая (рис. 9).
Рис. 9. Однородные сказуемые в тексте (Источник)
Три сложных предложения, части которых разделяются запятыми. Вводное слово казалось выделяем запятыми (рис. 10).
Рис. 10. Сложные предложения (Источник)
Список литературы
- Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
- Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
- Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
- Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Ruslit.ioso.ru (Источник).
- Yaklass.ru (Источник).
- School-assistant.ru (Источник).
- School-assistant.ru (Источник).
Домашнее задание
1. Повторите правила правописания гласных в корнях с чередованием.
Вставьте пропущенные гласные в корне слова.
Расст…лать кровать
К…саться лица
Бл…стит от лака
2. Повторите правила правописания букв з и с на конце приставок.
Вставьте буквы з или с.
Ра…падаться, …падать, варить, ра…бить, …близить, ра…валить, ра…грузить, ра…двинуть.
3. Правописание слов с приставками при-, пре-. Вставьте пропущенные буквы.
Пр…интересный рассказ, пр…швартоваться у пристани, пр…держиваться за ствол дерева, пр…остановить движение, пр рывать изложение, пр…уральское растение.
Оставьте отзыв о качестве урока Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» в комментариях !!
