5 клас

Меры сохранения жизни на Земле – 5 клас, Природоведение

Урок посвящен знакомству с понятием «биологическое разнообразие», с формами воздействия человека на окружающие живые организмы. Также мы узнаем, почему так важно сохранить природу и жизнь на Земле.

Введение

Жизнь на Земле возможна, если она представлена разнообразным количеством видов (рис. 1–6), которые должны постоянно приспосабливаться к окружающей среде и являются основным фактором, влияющим на устойчивость биосферы.

Рис. 1 (Источник)

Рис. 2 (Источник)

Рис. 3 (Источник)

Рис. 4 (Источник)

Рис. 5 (Источник)

Рис. 6 (Источник)

(Поименовать иллюстрации, какие виды на них изображены)

Биологическое разнообразие

Так, если численность определенного вида превышает все остальные, то их называют доминантными. Именно они являются основными средообразователями. Также существуют редкие виды, которых значительно больше. Характерные особенности редких видов состоят в том, что благодаря этим живым организмам обеспечивается видовое разнообразие, а при изменении условий среды они могут стать доминантными.

Ученые выяснили, что до появления человека на Земле один вид живого исчезал в течение 1000 лет. С 1850 по 1950 гг. один вид живого исчезал за 10 лет. После 1950 – один вид живого исчезал за 1 год. На данный момент, один вид живых организмов исчезает с лица земли за 1 час. К числу наиболее известных исчезнувших видов относят морскую корову (рис. 7), которая была открыта 1841 году и названа в честь первооткрывателя Георга Стеллера. В те годы она обитала рядом с Курилами и Камчаткой. Это крупное млекопитающее размером около 4 метров, а весом до 4 т было ласковым и доверчивым, подплывало так близко к берегу, что порой ее даже можно было погладить. Но люди неправильно повели себя и стали жестоко истреблять Стеллеровых коров ради мяса, что привело к исчезновению вида в 1867 году.

Также к исчезнувшим относят дикую лошадь Тарпан (рис. 8), зебру Кваггу (рис. 9), дронта (рис. 10), странствующего голубя (рис. 11), бескрылую гагарку (рис. 12).

Рис. 7. Стеллерова корова (Источник)

Рис. 8. Дикая лошадь Тарпан (Источник)

Рис. 9. Зебра Квагга (Источник)

Рис. 10. Дронт (Источник)

Рис. 11. Странствующий голубь (Источник)

Рис. 12. Бескрылая гагарка (Источник)

На грани исчезновения находятся секвойя (рис. 13), латимерия (рис. 14), морская черепаха (рис. 15), и это далеко не полный список.

Рис. 13. Секвойя (Источник)

Рис. 14. Латимерия (Источник)

Рис. 15. Морская черепаха (Источник)

Формы воздействия человека на природу

Выделяют несколько форм воздействия человека на живые организмы

Нарастающее воздействие человека на природу приводит к ее уничтожению, поэтому сохранение видового разнообразия – задача всего человечества. С этой целью было создана Конвенция по биологическому разнообразию. В настоящее время ученые добиваются запрета на любое уничтожение живых организмов. Для этого создаются международные и государственные Красные книги, создаются национальные парки и заказники, ботанические сады и зоопарки. Например, Национальный парк «Лосиный остров» был основан в 1983 году с целью сохранения видов животных и растений, площадью 12 тыс. га, 80 % которой занимают леса, в них обитает около 48 видов млекопитающих. В мире нет подобного национального парка, который бы находился внутри городской агломерации.

Следующий урок будет посвящен мерам, которые предпринимают для защиты от опустынивания земель.

 

Список литературы

  1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.
  2. Сивоглазов В.И., Суматохин С.В., Природоведение 5. – М: Дрофа.
  3. Андреева А.Е. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д., Природоведение 5. – М.: Мнемозина.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Mammals.ru (Источник).
  2. Ya-tortoises.narod.ru (Источник).
  3. Un.org (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 233, вопросы, задания 4–6.
  2. Расскажите о доминантных и редких видах. Назовите основные отличия между ними.
  3. Охарактеризуйте формы воздействия человека на живые организмы.
  4. *Представьте себя ученым, который борется за сохранность видов растений и животных. Подумайте над тем, какие именно виды необходимо сберечь, и опишите свои действия.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Меры сохранения жизни на Земле в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх