Местоимение как часть речи — 6 клас, Русский язык
Мы продолжаем наше лингвистическое путешествие по стране Морфологии. Нас ждет встреча со скромным народом, проживающим здесь. Мы познакомимся с частью речи, которая является незаметным помощником-заместителем имен существительных, прилагательных и некоторых числительных. На этом уроке вы узнаете об особенностях местоимения как части речи.
1. Вступление
Тема: Местоимение
Урок: Местоимение как часть речи
2. Функция местоимений
Чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, имена существительные и прилагательные, когда устают, оставляют вместо себя в предложении своих заместителей.
Одним из таких скромных помощников имен существительных является малюсенькое, но очень умное слово КТО?
Представим такую ситуацию. В дверь постучали. Мы спрашиваем: «КТО?» Не будь в нашем распоряжении это коротенького слова КТО, мы должны были бы спросить: «Это Петя стучит в дверь?», или «Это Оля?», или «Это мама?», «Бабушка?»…А человек, стоящий за дверью, все отвечал: «Нет, не Петя», «Нет, не Оля», «Нет, не мама». Нам пришлось бы долго угадывать имена пришедших, если бы не коротенькое слово КТО, которое заменяет собой имена всех людей на свете. Слово КТО – это местоимение. Как и всякое местоимение, оно только намекает и указывает на предмет, но не называет его, используется в предложении вместо имени существительного.
3. Синтаксическая роль местоимений
Местоимения напоминают запасных игроков во время футбольного матча. Они выходят на поле только тогда, когда вынужденно освобождают игру – получают травму, чересчур устают – имена существительные, прилагательные и некоторые числительные. Их скромные помощники-заместители – местоимения — готовы в любой момент бескорыстно заменить своих коллег в предложении.
Проведем следующий лингвистический эксперимент: поможем отдохнуть повторяющемуся в тексте существительному «Стрелка» и заменим его местоимениям:
Оставшись одна, собака по кличке Стрелка легла на матрасик. Грусть подкрадывалась к Стрелке незаметно. В воображении Стрелки рождались какие-то фигуры. Стрелка сильно волновалась.
После того как с текстом поработали скромные заместители повторяющегося имени существительного «Стрелка», он выглядит теперь так:
Оставшись одна, собака по кличке Стрелка легла на матрасик. Грусть подкрадывалась к НЕЙ незаметно. В ЕЕ воображении рождались какие-то фигуры. Она сильно волновалась.
Какие выводы мы можем сделать из проведенной работы? С какой целью местоимения используются в нашей речи? Местоимения помогают избегать неоправданных повторов в нашей письменной речи и указывают на предмет, не называя его. Они чаще всего используются в речи вместо имен существительных.
Давайте выступим в роли всезнающих сыщиков Эркюля Пуаро и Шерлока Холмса и найдем в анализируемом тексте еще одно местоимение. Определим, дублером какой части речи оно является, а затем объясним, почему мы так решили.
В последнем предложении текста употреблено местоимение КАКИЕ-ТО. Оно, подобно дублеру в театре, заменяет заболевшего актера – имя прилагательное. Какие-то фигуры – это фигуры неясные, большие, маленькие, страшные. Вот как много разных имен прилагательных может заменить собой местоимение КАКИЕ-ТО. Оно не способно охарактеризовать предмет по конкретному признаку, а только намекает и указывает на него.
А теперь давайте определим, какую синтаксическую функцию выполняют в тексте местоимения. Местоимение (К) НЕЙ является дополнением, так как отвечает на один из вопросов косвенных падежей – к кому? Местоимения ЕЕ и КАКИЕ-ТО являются определениями, так как отвечают на вопросы ЧЬЕМ? и КАКИЕ?
Домашнее задание
Задание №1 (Источник)
Вставьте в текст пропущенные местоимения.
Снегири
В комнате было два окна, выходивших во двор. Под окнами росла большая черемуха. Весной … зацветала так пышно, что казалось – это уже не дерево, а белое облако. Летом … дерево было обсыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину. Зимой было … интересное, потому что на черемухе в … время года бывали частыми гостями снегири. … хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу. Много лет прошло с тех пор, но … и сейчас очень легко представляю … эту сказочную картину.
Задание №2 (Источник)
Спишите. Найдите местоимения.
Солнце светит ярко, но лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнееет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы; но уже живут, дышат.
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах; пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечник. Да, все хорошо в это счастливое время года (А. Чехов).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Padeji.ru (Источник).
2. Русский язык в странах СНГ (Источник).
Литература
1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
Оставьте отзыв о качестве урока Местоимение как часть речи в комментариях !!
