НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах – 5 клас, Русский язык
На данном уроке рассматриваются орфограммы в глаголах. Учащиеся узнают, как писать НЕ с глаголами и в каких случаях пишется мягкий знак в глаголах на -тся (-ться).
Тема: Повторение изученного в начальных классах
Урок: НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Написание НЕ с глаголами
НЕ пишется с глаголами раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ глаголы не употребляются: не забыть, не смотреть, не хотеть, но: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.
Глаголы с приставкой недо- и глаголы с приставкой до- и отрицательной частицей НЕ
Следует различать слитное написание глаголов с приставкой недо- и раздельное написание созвучных им глаголов с отрицательной частицей не и приставкой до-. Приставка недо- придает глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: недооценить силы противника. Глаголы с отрицанием не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: не дочитать книгу, не досмотреть фильм до конца.
Сравните: не доедать суп – недоедать в годы войны. В первом случае глагол обозначает действие, не доведенное до конца, и пишется раздельно с частицей НЕ. Во втором примере глагол с приставкой недо– имеет значение недостаточности действия по сравнению с некоей нормой.
Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недоварить – переварить, недовыполнить – перевыполнить.
Различаются по значению и написанию глаголы недоставать (быть в недостаточном количестве) и не доставать (не дотягиваться): недостает ему усидчивости, терпения; не достает рукой до окна.
Ь в глаголах на -тся (-ться)
Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (т.е. перед нами неопределенная форма глагола), то Ь пишется. Например, он умеет (что делать?) кататься на лыжах. Он хотел (что сделать?) улыбнуться. Если же глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то Ь перед -ся не пишется. Он (что делает?) катается на лыжах. Он (что сделает?) улыбнется.
Домашнее задание
1. Запишите слова, раскрывая скобки.
(Не)мог, (не)навидит, (не)было, (не)хотят, (не)годовать, (не)забудет, (не)доумевал, (не)скроешь, (не)хватает, (не)здоровится.
2. Вставьте пропущенные буквы. В скобках поставьте вопрос к глаголу.
Картошка ( ) вари…ся, картошке ( ) вари…ся осталось недолго, перестань ( ) кача…ся, он любит ( ) учи…ся, он ( ) учи…ся хорошо, пусть ( ) старае…ся.
3. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.
Мне (не)здорови…ся, ему (не)спи…ся, она (не)ошибае…ся, (не)навижу ошиба…ся, они (не)боя…ся темноты, надо (не)боя…ся темноты.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:
1. Портал для всей семьи. Дополнительные задания (Источник)
2. Интернет-портал tsya.ru. Мягкий знак в глаголах на -тся (-ться) (Источник).
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Оставьте отзыв о качестве урока НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах в комментариях !!
