9 клас

Обобщение материала по теме “Бессоюзные сложные предложения” – 9 клас, Русский язык

На уроке мы узнаем, какое сложное предложение является бессоюзным, увидим различные виды смысловых отношений, выясним, как интонация перечисления помогает в постановке знаков препинания

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации.

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – на интонации.

В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: точка с запятой, запятая, тире и двоеточие.

Смысловые отношения в бессоюзных предложениях выражаются менее четко, чем в союзных. В бессоюзных сложных предложениях велика роль интонации.

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Главный ведущий признак выбора запятой или точки с запятой – смысловые отношения между частями сложного предложения, а также степень их распространенности.

 

Запятая или точка с запятой ставится:

1. Если между простыми предложениями можно вставить союз и, необходимо поставить запятую или точку с запятой.

2. Если между двумя частями предложения отношения перечисления, запятая будет более уместна.

3. Точка с запятой ставится, если одно из простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения осложнено, то есть в нем уже есть другие знаки препинания (однородные члены, либо придаточные предложения, либо предложения с причастными и деепричастными оборотами).

 

Двоеточие ставится:

1. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то есть между частями можно вставить союзы так как, потому что.

2. Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительной интонацией) поясняет первое, то есть между частями можно вставить слова а именно.

3. Если второе предложение дополняет слово или одно из словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными); между частями можно вставить союз что.

4. Если между простыми частями сложного бессоюзного предложения можно поставить слова: и увидел, что, и услышал, что.

 

Тире ставится:

1. Если содержание второго предложения противопоставляется содержанию первого.

2. Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении.

3. Если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

4. Если второе предложение является обозначениемнеожиданного результата или быстрой смены событий.

5. Если второе предложение указывает на сравнение.

6. Если второе предложение является присоединительным.

 

Бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой, с тире часто используются писателями, поэтами в художественных описаниях.

Задания

Расставьте на месте пропусков знаки препинания:

1. Чичиков посмотрел _ рукав новешенького фрака был весь испорчен.

Чичиков посмотрел и увидел что? – что рукав был испорчен. Здесь необходимо двоеточие, так как можно вставить: и увидел что.

            Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.

 

2. Бревно на избах было темно и старо _ многие крыши сквозили, как решето.

Во второй части у нас есть осложнение со сравнительным оборотом и знаком препинания, это интонация перечисления, поэтому можем поставить точку с запятой.  

             Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.

 

3. Герой сел в экипаж _ бричка выехала из ворот гостиницы.

Второе предложение содержит следствие: выехала из ворот, поэтому надо поставить тире.

            Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.

 

4. Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку _ Петрушке было приказано оставаться дома…

Между частями предложения можно поставить просто запятую, так как осложнения нет и интонация – было приказание – перечисление.

            Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку,             Петрушке было приказано оставаться дома…   

 

5. Это называл он _ потерпеть на службе за правду.

Смысл первого предложения раскрывается во втором: называл как именно? – потерпеть.

Поэтому необходимо поставить двоеточие.

            Это называл он: потерпеть на службе за правду.

Заключение

Мы рассмотрели бессоюзные сложные предложения, в которых части объединены в одно целое по смыслу, и узнали, что соединение их выражается интонацией и расстановкой знаков препинания.

 

Список литературы

1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. / под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. «Русский язык. Практика» 9 класс. М: «Дрофа», 2007.

  

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Видеотьютор по русскому языку» (Источник)

2. Интернет портал «5-ege.ru» (Источник)

3. Интернет портал «Русский на 5» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Какие предложения называются бессоюзными?

2. Каков главный признак выбора постановки точки или точки с запятой в бессоюзном сложном предложении?

3. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?

 
Оставьте отзыв о качестве урока Обобщение материала по теме “Бессоюзные сложные предложения” в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх