Русский язык Факультатив

Почему мы так говорим? – , Русский язык Факультатив

На занятии мы рассмотрим некоторые особенности русского языка, на которые, будучи носителем, человек не обращает внимания.

Введение

На занятии мы разберемся, почему мы так говорим в тех или иных случаях. Занятие составлено из небольших сюжетов, оно должно быть интересно тем, кому любопытен наш язык.

Особенности названия детенышей животных

Будучи носителем языка, мы не обращаем внимания на его особенности. Например, как называют детенышей животных и птиц (рис. 1)?

Примеры названий детенышей животных

Рис. 1. Примеры названий детенышей животных

К корню слова добавляется суффикс –ёнок-. Но у других животных не совсем так (рис. 2).

Примеры названий детенышей животных

Рис. 2. Примеры названий детенышей животных

В этих словах изменился корень. Такое же происходит и со словами в других языках, например во французском (рис. 3).

Примеры названий детенышей животных во французском языке

Рис. 3. Примеры названий детенышей животных во французском языке

Но откуда взялись слова цыпленок, ягненок, щенок, поросенок и куда делись курёнок, овчонок, собачонок, свиненок?

Правило

Потомство животных и птиц, живущих издавна бок о бок с человеком, называется словами, отличными от тех, которыми называется взрослое животное.

Слова из истории и новообразованные слова

Были ли самолеты при Петре Великом? Мы ответим, что нет, но это не совсем так.

Самолетом называлось самоходное судно, которое двигалось с помощью течения реки (рис. 4).

Самолет при Петре Первом

Рис. 4. Самолет при Петре Первом

С помощью самолета осуществлялась связь между воинскими частями, которые находились по обе стороны реки.

Слово «погуглить» известно всем, оно вошло в современный язык и стало понятным для всех. Это слово возникло вследствие добавления к слову гугл суффикса. Часто с помощью этого суффикса образуются глаголы (рис. 5).

Примеры суффиксального образования глаголов

Рис. 5. Примеры суффиксального образования глаголов

Добавляется приставка по-, по аналогии поискатьпогуглить (рис. 6).

Примеры приставочного образования глаголов

Рис. 6. Примеры приставочного образования глаголов

Глаголы движения в речи

Слова идти и ходить. Когда говорим идти, а когда ходить (рис. 7)?

Рис. 7. Пример употребления глаголов идти и ходить

Эти пары предложений значат не одно и то же.

Глагол «идти» обозначает однонаправленное движение, глагол «ходить» – двунаправленное и ненаправленное движение.

 

Список литературы

  1. Головина Э.Д. Наш язык в вопросах и ответах. – М.: Аса, 2007.
  2. Успенский Л.В. Слово о словах. – Л.: Детская литература, 1971.
  3. Юдина Л.П. Идти или ходить? Глаголы движения в речи. – М.: Русский язык. Курсы, 2010.  

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Kulturologia.ru (Источник).
  2. Philology.ru (Источник).
  3. Shkola-dlya-vseh.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Разберите, вследствие чего образовалась фраза «Руки не доходят посмотреть». 
  2. Продолжите правильно: « Он победит, ты победишь, я …»
  3. Попробуйте составить предложение, когда настоящим временем мы можем выразить прошедшее или будущее время. Например: «Иду я вчера по улице…»

 
Оставьте отзыв о качестве урока Почему мы так говорим? в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх