6 клас

Понятие глагола — 6 клас, Русский язык

На данном уроке вы сможете вспомнить изученное о глаголе ранее, обобщить и углубить свои знания о грамматических признаках глаголах, о функциях и особенностях слов данной части речи.

Конспект

 

1. Общее значение глагола

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие, состояние, отношение как процесс.

Например, глаголы идти, рубить, писать, носить, пилить обозначают собственно действия. Глаголы лениться, бездействовать, болеть, любить обозначают состояния. А глаголы состоять, заключать, преобладать, возвышаться обозначают отношение.

2. Морфологические признаки глагола

Сформулируем характеристики действия и посмотрим, как глагол приспосабливается с помощью своих свойств к тому, чтобы эти характеристики выражать.

  • Действие кто-то совершает – род (шептал, шептала), лицо (шепчу, шепчешь), число (шептали, шепчет, шепчут), безличность.
  • Действие над кем-то (или над чем-то) совершается, на кого-то (на что-то) направлено – переходность (ручей колышет (что?) траву на дне), возвратность (шепчутся).
  • Действие совершается когда-то – время (шептал, шепчет, будет шептать).
  • Действие совершилось, совершится до конца или находится в процессе совершения – вид глагола.
  • Действие происходит реально в прошлом, настоящем или будущем или представляется желаемым или требуемым  – наклонение (шепчет, пошептались бы, пошепчи).

3. Синтаксическая роль глагола

Так же как роль подлежащего характерна прежде всего для существительного, а функцию определения в предложении выполняют чаще всего прилагательные, сказуемое – наиболее характерная роль глагола в предложении.

Для глагола вместе с существительным характерно составлять грамматическую основу предложения.

Глагол может быть любым членом предложения.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Langru.narod.ru (Источник).
  2. Helppupil.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнение 1.

Распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение.

Трудовая
деятельность

Умственная
деятельность

Перемещение
в пространстве

Состояние
человека

Состояние
природы

 

 

 

 

 

 

 

 

—        знобить,

—        плавать,

—        повторять,

—        цементировать,

—        радоваться,

—        мечтать,

—        учиться,

—        собирать,

—        подморозить,

—        чувствовать,

—        проговаривать,

—        шагать,

—        вечереть,

—        выращивать,

—        путешествовать,

—        шефствовать.

Упражнение №2.

Замените фразеологизмы одним словом – глаголом.

Вставлять палки в колёса – …

Гнуть спину – …

Обвести вокруг пальца – …

Задать жару – …

Заметать следы – …

Сесть в калошу – …

 
Оставьте отзыв о качестве урока Понятие глагола в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх