Понятие глагола — 6 клас, Русский язык
На данном уроке вы сможете вспомнить изученное о глаголе ранее, обобщить и углубить свои знания о грамматических признаках глаголах, о функциях и особенностях слов данной части речи.
Конспект
1. Общее значение глагола
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие, состояние, отношение как процесс.
Например, глаголы идти, рубить, писать, носить, пилить обозначают собственно действия. Глаголы лениться, бездействовать, болеть, любить обозначают состояния. А глаголы состоять, заключать, преобладать, возвышаться обозначают отношение.
2. Морфологические признаки глагола
Сформулируем характеристики действия и посмотрим, как глагол приспосабливается с помощью своих свойств к тому, чтобы эти характеристики выражать.
- Действие кто-то совершает – род (шептал, шептала), лицо (шепчу, шепчешь), число (шептали, шепчет, шепчут), безличность.
- Действие над кем-то (или над чем-то) совершается, на кого-то (на что-то) направлено – переходность (ручей колышет (что?) траву на дне), возвратность (шепчутся).
- Действие совершается когда-то – время (шептал, шепчет, будет шептать).
- Действие совершилось, совершится до конца или находится в процессе совершения – вид глагола.
- Действие происходит реально в прошлом, настоящем или будущем или представляется желаемым или требуемым – наклонение (шепчет, пошептались бы, пошепчи).
3. Синтаксическая роль глагола
Так же как роль подлежащего характерна прежде всего для существительного, а функцию определения в предложении выполняют чаще всего прилагательные, сказуемое – наиболее характерная роль глагола в предложении.
Для глагола вместе с существительным характерно составлять грамматическую основу предложения.
Глагол может быть любым членом предложения.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
Упражнение 1.
Распределите глаголы по колонкам, учитывая их общее грамматическое значение.
Трудовая |
Умственная |
Перемещение |
Состояние |
Состояние |
|
|
|
|
|
— знобить,
— плавать,
— повторять,
— цементировать,
— радоваться,
— мечтать,
— учиться,
— собирать,
— подморозить,
— чувствовать,
— проговаривать,
— шагать,
— вечереть,
— выращивать,
— путешествовать,
— шефствовать.
Упражнение №2.
Замените фразеологизмы одним словом – глаголом.
Вставлять палки в колёса – …
Гнуть спину – …
Обвести вокруг пальца – …
Задать жару – …
Заметать следы – …
Сесть в калошу – …
Оставьте отзыв о качестве урока Понятие глагола в комментариях !!
