6 клас

Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. Имя существительное как часть речи – 6 клас, Русский язык

На каждые 100 слов в среднем приходится 40 имен существительных. На уроке учащиеся вспомнят изученное об имени существительном.

1. Понятие об имени существительном

Тема: Имя существительное

Урок: Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. Имя существительное как часть речи

2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Вспомнить отличительные особенности имени существительного поможет лингвистическая сказка о жителях города Предметинска, которую мы будем читать по частям и переводить сказочную информацию на язык науки.

В стране Морфологии в городе Предметинске жили-были слова одной части речи, которые сочинили о себе хвастливую песенку:

Давно живем мы в мире этом,

Даем названия предметам.

Жили они на огромном древе познания и представляли собой листики с именами. Как только появлялось в мире новое понятие, на древе познания вырастал новый листик с именем.

Были слова-листочки с древа познания совсем не любопытные и задавали два вопроса: КТО и ЧТО?

Как вы поняли, в сказке говорится о том, что имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы КТО или ЧТО? За этими вопросами скрывается своя тайна.

3. Род имени существительного

Имена существительные делятся на два больших разряда: одушевленные (отвечают на вопрос КТО?) и неодушевленные (отвечают на вопрос ЧТО?). Но вот парадокс. Почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.

4. Типы склонений имен существительных

Продолжим чтение сказки.

Каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три. Они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа.

Имена существительные способны жить и поодиночке, и множеством.

Дома имена существительные пребывают в именительном падеже, а в косвенных падежах их можно найти только на работе – в предложении и словосочетании.

В этой части сказки говорится о важных анкетных или биографических данных имен существительных. Если бы мы заполняли лингвистический паспорт этой части речи, то непременно отметили в нем, что имена существительные в русском языке принадлежат к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Изменяются по числам и падежам, то есть склоняются.

5. Синтаксическая роль имен существительных

Имена существительные с одними и теми же падежными окончаниями объединяются в 3 склонения. Они живут в трех домиках. Давайте назовем жильцов каждого из домиков склонений.

1 склонение – имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я в Именительном падеже ед. числа: МАМА, ПАПА.

2 склонение – имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в Именительном падеже ед. числа: КОНЬ; имена существительные среднего рода с окончаниями -О, -Е в Именительном падеже ед. числа: ОКНО. МОРЕ.

3 склонение – имена существительные женского рода с Ь на конце: НОЧЬ, СТЕПЬ.

6. Подводим итоги

Прочитаем финал лингвистической сказки:

Имена существительные живут в Предметинске, а работают в соседнем городке Синтаксисе, где на них все держится. Они все могут. Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами. Вот какая это удивительная часть речи!

Докажем на примере слова Россия, что имена существительные могут быть любым членом предложении:

Россия – моя Родина (в этом предложении слово Россия – подлежащее).

Моя родная страна – Россия (в этом предложении слово Россия – сказуемое).

За границей я часто думаю о России (в этом предложении слово России – дополнение)

С самого рождения я живу в России (в этом предложении слово России – обстоятельство).

В заключение познакомимся с научным определением того, что же такое имя существительное.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?

Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.

Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам, то есть склоняется.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

 

Домашнее задание (Источник)

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского3 скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии3 — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения3 выступает английский язык (По материалам энциклопедии «Русский язык»).

1. Выпишите из текста имена собственные.

2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1-го, 2-го склонения. Определите их род.

4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

5. Есть ли в тексте несклоняемые существительные?

6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

7. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Русская грамматика (Источник).

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку (Источник).  

 

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. Имя существительное как часть речи в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх