1 клас

Природные ресурсы и их использование – 1 клас, Биология

Человек, создав культуру, тем не менее, не освободился от уз, которые связывают его с природой. Но развитие техники и активное использование природных ресурсов оказало в ХХ веке такое сильное воздействие на экосистемы Земли, что заставило людей задуматься о рациональном природопользовании не ради выгоды, а ради выживания. В ходе урока вы вспомните классификацию природных ресурсов, узнаете об основных проблемах, связанных с их использованием, об истории природопользования в доисторическое и историческое время. Познакомитесь с современными представлениями о рациональном использовании природных ресурсов.

Типы природных ресурсов

На уроках географии вы подробно ознакомились с классификацией природных ресурсов. Наша цель – оценить использование природных ресурсов с точки зрения влияния природопользования на биосферу.

Человек использует следующие типы природных ресурсов:

биологические – это плоды растений, древесина, мясо, кости, шкуры животных и другие (рис. 1). Этот вид ресурсов является возобновляемым при грамотной его использовании;

Биологические ресурсыБиологические ресурсыБиологические ресурсы

Биологические ресурсыБиологические ресурсы

Рис. 1. Биологические ресурсы

биогенные – это органические природные ископаемые: уголь, нефть, газ, торф, сланцы (рис. 2). Этот ресурс является невозобновляемым;

Биогенные ресурсыБиогенные ресурсы

Биогенные ресурсыБиогенные ресурсыБиогенные ресурсы

Рис. 2. Биогенные ресурсы

абиогенные – это неорганические ископаемые, энергия солнца или ветра (рис. 3).

Абиогенные ресурсыАбиогенные ресурсы

Абиогенные ресурсыАбиогенные ресурсыАбиогенные ресурсы

Рис. 3. Абиогенные ресурсы

Основные проблемы использования природных ресурсов

Существует две основные проблемы использования природных ресурсов:

1. истощение ресурсов, за исключением энергии солнца, ветра или приливов;

2. разрушение среды в процессе добычи или переработки ресурсов.

Истощение биологических ресурсов сопровождает человека с каменного века. Вокруг его поселений исчезали доступные плоды, сокращалась численность объектов охоты.

С началом неолитической революции возникают новые проблемы: истощение почв и перевыпас пастбищ. На таких землях урожайность падает, а скот не может поддерживать свою численность.

Человечество нашло два пути борьбы с истощением биологических ресурсов: миграциии рациональное природопользование.

Миграции человека как фактор рационального природопользования

Миграции были эффективны на ранних этапах становления человеческого общества. Человеческое поселение откочевывало на новое место, где еще были дикие звери, а почвы сохранили свое плодородие.

За время отсутствия людей происходило естественное восстановление биоценоза на прежнем месте. С ростом плотности населения незанятых участков становилось все меньше и меньше. Возникали государственные границы и другие факторы, мешавшие перемещению.

Последние примеры крупных миграций – это освоение зоны тропических лесов в XIX–XX веках и целины в Советском Союзе (см. видео).

В настоящий момент миграции становятся актуальными только для небольших скотоводческих хозяйств, осуществляющих кочевку в погоне за лугами для выпаса (см. видео).

Рациональное природопользование

Рациональное природопользование – это способ хозяйственной деятельности человека, при котором происходит грамотное использование природных ресурсов, не приводящее к их истощению.

В первую очередь это достигается квотами на добычу и использование ресурсов. Квоты ограничивают добычу и дают время природе на самовосстановление. Запрещается добыча редких, не жизненно необходимых биологических ресурсов, стоящих на грани исчезновения. Например, китовый ус, тигровые шкуры, древесина самшита и другие (см. видео).

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на ускоренное возобновление ресурсов. Это мелиорация – восстановление плодородия почвы, лесонасаждение, разведение редких пород животных в питомниках с последующим выпусканием их в дикую среду (см. видео).

Рациональное природопользование позволяет не только сохранить некоторые природные ресурсы, но и восстановить раннее утраченные. Так, были восстановлены лиственные леса Европы, восстановлены популяции панд, лосей, бобров, сайгаков, морских котиков (см. видео).

Мелиорация почв в некоторых случаях позволяет не только восстановить прежний уровень плодородия, но и повысить его.

Хуже обстоит дело с биогенными и невозобновляемыми абиогенными ресурсами. Время их возобновления превышает срок существования человеческой цивилизации, поэтому квоты не спасут их от истощения, а только отсрочат его.

Сегодня главным оружием в борьбе с истощением невозобновляемых ресурсов являются энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, безотходное производство и повторное использование материалов. Эти мероприятия требуют изменить не только саму логику промышленного производства, но и логику бытового хозяйства.

В странах Европы сегодня обязательна сортировка и последующее использование бытового мусора. Благодаря этому экономятся такие материалы, как железо, алюминий, пластик, стекло и бумага (рис. 4).

Рис. 4. Энергосберегающие технологии, безотходное производство и повторное использование материалов

Кроме проблемы истощения ресурсов, актуальна проблема загрязнения среды при добыче и переработке этих ресурсов.

Наиболее остро эта проблема стоит для биогенных и абиогенных ресурсов. Строительство карьеров, буровых установок необратимо преобразует местность. Отработанная руда сваливается в гигантские терриконы, занимающие многие квадратные километры. Утечки нефти уничтожают биоценозы (см. видео).

Этого удается избежать или хотя бы минимизировать вред с помощью современных технологий, снижающих давление на окружающую среду.

Таким образом, существуют две основные проблемы, связанные с добычей природных ископаемых – это истощение и сопутствующее загрязнение. С истощением борются путем рационального природопользования и внедрения экономичных безотходных схем производства, а загрязнения удается избежать с помощью экологически чистых способов добычи.

 

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник)
  2. Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник)
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник)
  4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник)

Домашнее задание

  1. Какие типы и виды природных ресурсов вам известны?
  2. Какие основные проблемы связаны с использованием природных ресурсов?
  3. Как в доисторическое время решалась проблема исчерпания природных ресурсов?
  4. С какими проблемами использования природных ресурсов столкнулся современный человек?
  5. Как загрязнение окружающей среды связано с добычей полезных ископаемых?
  6. Обсудите с друзьями и родными перспективы вторичной переработки сырья в вашем регионе. Можно ли таким образом решить проблемы истощения месторождений полезных ископаемых и сопутствующего добыче загрязнения?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Биологический словарь (Источник).
  2. Вся биология (Источник).
  3. Интернет-портал Bio.fizteh.ru (Источник).
  4. Биология (Источник).
  5. Интернет-портал Sochineniya-referati.ru (Источник).

 
Оставьте отзыв о качестве урока Природные ресурсы и их использование в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх