7 клас

Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор – 7 клас, Русский язык

Достаточно ли человеку обладать обширным запасом слов, чтобы общаться с окружающими? Конечно же, нет. Ведь сами по себе слова недостаточны, чтобы выразить в полной мере все чувства, мысли, эмоции, переживания человека. Для этого их надо каким-то образом упорядочить, построить, организовать. Именно эту задачу выполняет синтаксис. На уроке вы повторите основные сведения по этому разделу языкознания, которые вы получили в предыдущих классах.

Введение. Синтаксис

Синтаксис (гр. syntaxis – «построение, порядок») – это учение о словосочетании и предложении.

Словосочетание

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

В составе словосочетания выделяются главное и зависимые слова. От главного слова к зависимому задается вопрос.

Например, можно выделить словосочетания в предложении:

   Глаг.           мест.    сущ.    прилаг.       союз   глаг.    мест.    прилаг.    сущ.

Отпустил он   рыбку золотую  и   сказал   ей   ласковое слово.

            х

Отпустил (кого?) рыбку

    х   

Рыбку (какую?) золотую

    х

Сказал (кому?) ей

     х

Сказал (что?) слово

    х

Слово (какое?) ласковое

Предложение

Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершенностью.

Предложение является единицей общения.

Предложение может состоять из одного слова (Светает.), а словосочетание – нет.

Виды предложений по цели высказывания:

Повествовательные (в них сообщается о каких-то фактах или явлениях действительности).

Вопросительные (служат для выражения вопроса).

Побудительные (побуждение к действию).

Виды предложений по интонации:

Восклицательные – эмоционально окрашенные предложения, которые выражают переживания говорящего или его отношение к сообщению.

Невосклицательные.

Грамматическая основа предложения – подлежащее + сказуемое (рис. 1).

Рис. 1. Грамматическая основа предложения (Источник)

Между подлежащим и сказуемым нет подчинительной связи, это равноправные члены предложения. Они не образуют словосочетание.

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения (рис. 2).

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Рис. 2. Второстепенные члены предложения (Источник)

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения:

Распространенное (есть второстепенные члены).

Нераспространенное (нет второстепенных членов).

Виды предложений по количеству грамматических основ:

Простые (одна грамматическая основа).

Сложные (более одной грамматической основы) (рис. 3).

Рис. 3. Простое и сложное предложение (Источник)

Виды сложных предложений по средствам связи:

Союзные.

Бессоюзные.

Синтаксический разбор

Синтаксический разбор:

1.      Подчеркните в предложении главные и второстепенные члены.

2.      Дайте характеристику предложения по плану:

Повеств./побудит./вопросит.

Восклиц./невосклицат.

Простое/сложное.

Для простого:

Распростр./нераспростр.

Осложнено (однородность, обращения, вводные слова и т.д.)

Для сложного:

Союзное/бессоюзное.

Образец № 1

Шум и движение происходили в запорожском таборе.

(Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными подлежащими)

Образец № 2

Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

(повествоват; невосклицат.; сложное; бессоюзное)

Пунктуация

Пунктуация (от лат. punctum – точка) – это система знаков препинания какого-либо языка, а также раздел языкознания, изучающий закономерности этой системы.

Десять знаков препинания:

1.      Точка.

2.      Запятая.

3.      Точка с запятой.

4.      Восклицательный знак.

5.      Вопросительный знак.

6.      Многоточие.

7.      Двоеточие.

8.      Тире.

9.      Кавычки.

10.  Скобки.

Повторение правил пунктуации при однородности, обращении, прямой речи

Повторение правил постановки знаков препинания при однородных членах предложения (рис. 4)

Рис. 4. Знаки препинания при однородности (Источник) 

Повторение правил постановки знаков препинания при обращениях (рис. 5)

Рис. 5. Знаки препинания при обращении (Источник)

Повторение правил постановки знаков препинания при прямой речи (рис. 6)

Рис. 6. Знаки препинания при прямой речи (Источник)

 

Дополнительно

Виды связи слов в словосочетании:

Согласование (зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже).

Например: красные листья (мн.ч.) – красный дом (ед.ч., муж.р.) – красное платье (ед.ч. ср.р.).

Управление (зависимое слово стоит при главном в определенном падеже).

Например: иду в школу (В.п.).

Примыкание (зависимое слово связано с главным только по смыслу и выражено неизменяемыми частями речи: инфинитивом, деепричастием, наречием).

Например: пришел (зачем?) поговорить (инф.).

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Синтаксис и пунктуация. Часть 2 . Балашов, Дементьев (Источник).
  2. Синтаксис и пунктуация. Упражнения (Источник).
  3. Пунктуация в таблицах и схемах (Источник).
  4. Мультфильм «Приключения  запятой и точки» (Источник).

 

Домашнее задание

  1. № 9, 10, 11. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Задание: из данных слов составьте предложения, запишите их. Сделайте синтаксический разбор получившихся предложений.
    1. Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
    2. Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
    3. Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

 

 
Оставьте отзыв о качестве урока Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх