9 клас

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными – 9 клас, Русский язык

На занятии познакомимся со сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными. Повторим, что такое придаточное предложение. Потренируемся правильно определять тип придаточных предложений.

Придаточное предложение

Придаточное предложение – это особое предложение в составе сложного.

– к придаточному предложению можно задать вопрос от главной части;

– придаточная часть занимает подчиненное положение, содержит дополнительную информацию;

– присоединяются такие предложения при помощи союзов и союзных слов.

Изъяснительное придаточное

Изъяснительное придаточное относится к одному слову в главной части, и это слово имеет значение речи, мысли, чувства, восприятия. Это слово требует конкретизации, изъяснения, поэтому придаточное так и называется.

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы (рис.1).

Рис.1 Вопросы

Средства связи придаточных изъяснительных:

  • союзы (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли и др.);
  • союзные слова (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.)

Упражнения

Найдем придаточные изъяснительные во фрагментах текстов

Фрагмент 1

[Но грустно думать], (что напрасно

Была нам молодость дана),

(Что изменяли ей всечасно),

(Что обманула нас она)…

В этом тексте три придаточных предложения, они относятся к главной части, зададим от нее вопрос (рис. 2).

Рис.2  Фрагмент

Средством связи придаточных изъяснительных является союз что.

Фрагмент 2

Он так привык теряться в этом,

Что чуть с ума не своротил

Или не сделался поэтом.

Если задать вопрос от главной части, мы увидим, что это вопрос не изъяснительного придаточного (рис.3). Это придаточное меры и степени.

Рис.3 Фрагмент

Фрагмент 3

[Ждала Татьяна с нетерпеньем]

(Чтоб трепет сердца в ней затих)…

Если смотреть по союзу чтоб, можно допустить ошибку. При определении типа придаточных необходимо задавать вопрос. Вопрос чего? падежный, значит, перед нами придаточное изъяснительное (рис.4).

Рис.4 Фрагмент

Фрагмент 4 (рис.5)

[Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой

И не заботился о том]

(Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой).

Задаем вопрос от глагола не заботится. Придаточное присоединено союзным словомкакой, это относительное местоимение, является членом предложения.

Фрагмент 5 (рис.6)

Рис.6 Фрагмент

Фрагмент 6

[Грустно видеть], (когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты)…

Важно не перепутать придаточное изъяснительное с придаточным времени. Задавая падежный вопрос что?, получаем ответ в придаточной части, значит, придаточное изъяснительное. Обратите внимание, что слово когда не является членом предложения. Это союз.

Рис.7

Фрагмент 6

Шишков, прости:

[Не знаю], (как перевести).

Задаем вопрос что?. Союзное слово какявляется обстоятельством (рис.15)

Рис.8 Фрагмент

Фрагмент 7

[Ей снится], (будто бы она

Идёт по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена)…

Союз будто бы обычно используется в сравнительных конструкциях, в данном случае он присоединяет придаточное предложение. Задаем вопрос что? Заданный правильно вопрос от главной части позволяет определить тип придаточного предложения (рис.17).

Рис.9 Фрагмент

Обратите внимание на союз ли, который необходимо отличать от частицы.

Фрагмент 8

[Идёт купец взглянуть на флаги,

проведать], (шлют ли небеса

Ему знакомы паруса).

В этом фрагменте союз ли, как и подобный сочинительный союз же, тоже, также, стоит не в начале придаточной части, а в середине ее. Этот союз обеспечивает связь между главной и придаточной частью (рис.19)

Рис.10 Фрагмент

Заключение

На занятии мы познакомились с придаточными изъяснительными. Чтобы правильно определить тип придаточного предложения, необходимо задать вопрос от главной части.

 

Домашнее задание:

1. Для чего необходимо придаточноеизъяснительное?

2. На какие вопросы отвечает придаточноеизъяснительное?

3. Какие вы запомнили средства связи придаточных изъяснительных?

 

Список рекомендованной литературы:

1. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Издательство: М.:  БАЛАСС Год: 2012 Страниц: 176 с.

2. Русский язык. 9 класс. Учебник Авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. издательство: М.: просвещение Год: 2014. Страниц: 208 с.

3. Русский язык. 9 класс. Учебник Разумовская М.М., Львова С.И. и др. 13-е изд., стер. – М.: 2011. – 288 с.

4. Русский язык. Практика. 9 класс Авторы: Под ред. Пичугова Ю.С. Издательство: М.: Дрофа Год: 2012. Страниц: 208 с.

 

Рекомендованные интернет-ресурсы:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

3. Интернет-сайт educ.admtyumen.ru (Источник)

 
Оставьте отзыв о качестве урока Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх