9 клас

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели – 9 клас, Русский язык

На этом уроке вы познакомитесь со сложноподчинёнными предложениями с придаточными условия, причины и цели. Выучите определение придаточных предложений условия, причины и цели, узнаете, на какие вопросы отвечает каждое из этих придаточных и какие союзы используются при их построении, рассмотрите примеры.

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия

Начнём урок с разговора о придаточных условия.

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии? Относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов:

если;

если…, то…;

когда (в значении если);

когда…, то…;

коли;

коль;

коль скоро;

раз;

в случае если.

Например:

Если я заболею, я к врачам обращаться не стану.

К врачам обращаться не стану, (при каком условии?) если я заболею – это придаточное условия.

Схема этого предложения:

Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

То лучше договорить всё до конца, (при каком условии?) раз мы начали говорить.

Если придаточные условия стоят перед главным предложением, то в последней части (в последнем главном предложении) может быть вторая часть союза – то.

Итак, придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении, отвечают на вопрос при каком условии?, прикрепляются ко всей главной части при помощи союзов: если, ежели, коли, коль, раз, когда (=если), кабы. В главном предложении возможно присутствие второй части союза то, сочетания в том случае, подчёркивающего условное значение. Расположение придаточной условной части по отношению к главной произвольное.

Потренируйтесь.

Если падают звёзды, подставишь ли ты им ладонь?

Главное предложение: подставишь ли ты им ладонь, (при каком условии?) если падают звёзды – это придаточное условия в препозиции.

Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

Главное предложение: это кому-нибудь нужно, (при каком условии?) если звёзды зажигают – это придаточное условия.

Если ты хочешь слушать, то я хочу петь для тебя.

Я хочу петь для тебя, (при каком условии?) если ты хочешь слушать – придаточное условия.

Если б я мог выбирать себя, я снова бы стал собой.

Я снова бы стал собой, (при каком условии?) если бы я мог выбирать себя – придаточное условия.

А коли у тебя безмозгла голова, иди и землю рой или руби дрова.

Иди и землю рой или руби дрова, (при каком условии?) коли у тебя безмозгла голова – придаточное условия.

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

Придаточные причины раскрывают или обозначают причину того, о чём говорится в главной части предложения. Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? отчего? по какой причине?. Относятся к главному предложению и присоединяются к нему при помощи союзов:

потому что;

оттого что;

так как;

ибо;

из-за того что;

затем что;

вследствие того что;

благодаря тому что.

Например:

Посылаю ей все слёзы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы.

Посылаю ей все слёзы в подарок, (почему?) потому что не дожить мне до свадьбы – придаточное причины.

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека – обратите внимание на союз ибо.

Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался.

Театр наш довольно охотно посещался, (благодаря чему? по какой причине?) благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы – это придаточное причины.

Составные союзы, последней частью которых является союз что, могут расчленяться. Например, в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в состав главного предложения и выполняют в нём функцию указательного слова и являются, соответственно, членами предложения. Например:

Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.

Итак, придаточные причины указывают на причину или обозначают причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы по какой причине? почему?, прикрепляются ко всей главной части предложения при помощи союзов: потому что, оттого что, потому как, вследствие того что, благодаря тому что, ибо, в силу того что, из-за того что, так как, поскольку. Придаточная часть по отношению к главной в большинстве случаев стоит в постпозиции, т. е. после главной части. Кроме того, надо помнить, что в русском языке нельзя начинать предложение с союзов потому что, ибо.

Потренируемся.

Право, я буду рад за вас, так как только влюблённый имеет право на звание человека.

Я буду рад за вас, (почему?) так как только влюблённый имеет право на звание человека – придаточное причины.

Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги.

Такая густая трава росла только по берегам озера, (почему?) потому что здесь было достаточно влаги – придаточное причины.

В нижнем этаже окна, вероятно, были открыты, потому что отчётливо слышались женские голоса и смех.

В нижнем этаже окна открыты были, (почему?) потому что слышались женские голоса и смех – придаточное причины.

Благодаря тому что он помог мне, я успел сдать работу вовремя.

Я успел сдать работу вовремя, (почему? благодаря чему?) благодаря тому что он помог мне – придаточное причины.

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

Придаточные цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся к главному предложению. Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов:

чтобы;

чтоб;

для того чтобы;

с тем чтобы;

затем чтобы;

дабы.

Например:

Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек.

Я разбудил Пашку, (зачем? с какой целью?) чтобы он не свалился с дрожек – придаточное цели.

 

Он употребил всё свое красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения.

Он употребил всё свое красноречие, (для чего? с какой целью?) дабы отвратить Акулину от её намерения – придаточное цели.

Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.

Надо не только любить, но и быть любимым, (для чего? с какой целью?) для того чтобы быть счастливым – придаточное цели, которое присоединяется к главному предложению при помощи союза для того чтобы.

При расчленении составного союза на отдельные части в придаточном предложении остаётся простой союз чтобы, а остальная часть союза входит в главное предложении и является там указательным словом и членом предложения. Например:

Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна.

Главное предложение включает в себя указательное слово для того, а придаточная часть начинается с союза чтобы. Большой союз для того чтобы мы расчленяем и разносим в разные части предложения (в главное и придаточное).

Придаточное цели нужно отличать от других придаточных предложений с союзом чтобы. Например:

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

От главного предложения мы задаём вопрос что?

Я хочу, (что?) чтоб к штыку приравняли перо – придаточное изъяснительное.

Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете.

Главное предложение содержит указательное слово так. Задаем от него вопрос каким образом?

Время посадки было рассчитано так, (каким образом?) чтобы к месту высадки попасть на рассвете – указываем на образ действия, это придаточное образа действия с дополнительным значением цели.

Итак, придаточные цели указывают на цель или назначение того, о чём говорится в главном предложении, отвечает на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? Прикрепляется ко всей главной части предложения при помощи союзов: чтобы; чтоб; для того чтобы; с тем чтобы; затем чтобы; дабы; лишь бы; только бы и т. д. Располагается по отношению к главной части произвольно.

Потренируемся.

Нужно поставить будильник, чтобы не проспать завтра.

Нужно поставить будильник, (с какой целью?) чтобы не проспать завтра – придаточное цели, стоит после главного предложения.

Дабы не утомить благосклонного читателя, разрешите поставить точку.

Разрешите поставить точку, (для чего? с какой целью?) дабы не утомить благосклонного читателя – придаточное цели.

Он был готов на всё, лишь бы она не уезжала.

Он был готов на всё, (с какой целью?) лишь бы она не уезжала – придаточное цели.

Обратите внимание на сложные случаи. Например:

Он просил, чтобы я подождала его.

Он просил, (о чём?) чтобы я подождала его – придаточное изъяснительное.

Я пришёл, чтобы проститься с вами.

Я пришёл, (с какой целью?) чтобы проститься с вами – придаточное цели.

Что бы ему ни говорили, он никого не слушал.

Он никого не слушал, (несмотря на что?) что бы ему ни говорили – придаточное уступки.

 

Список литературы

  1. Рус­ский язык: Учеб­ник для 9 кл. об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний/ С.Г. Бар­ху­да­ров, С.Е. Крюч­ков, Л.Ю. Мак­си­мов, Л.А. Чешко. – М.: Про­све­ще­ние, 2011.
  2. Рус­ский язык. 9 кл.: учеб. для об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний /М.М. Ра­з­умов­ская, С.И. Льво­ва, В.И. Ка­пи­нос, В.В. Львов; под ред. М.М. Ра­з­умов­ской, П.А. Ле­кан­та. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Ро­зен­таль Д.Э. Спра­воч­ник по пра­во­пи­са­нию и ли­те­ра­тур­но прав­ке. – М.: 2012.
  4. Еди­ный го­су­дар­ствен­ный эк­за­мен по РУС­СКО­МУ ЯЗЫКУ. Де­мон­стра­ци­он­ный ва­ри­ант кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го эк­за­ме­на 2013 года по рус­ско­му языку, под­го­тов­лен Фе­де­раль­ным го­су­дар­ствен­ным бюд­жет­ным на­уч­ным учре­жде­ни­ем ФЕ­ДЕ­РАЛЬ­НЫЙ ИН­СТИ­ТУТ ПЕ­ДА­ГО­ГИ­ЧЕ­СКИХ ИЗ­МЕ­РЕ­НИЙ

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Zhu.edu.ua (Источник).
  2. Yaklass.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  • Дайте определение придаточному предложению цели. На какие вопросы отвечают придаточные цели? При помощи каких союзов они присоединяются к главному предложению?
  • Спишите следующие предложения. Определите, к какому типу относятся придаточные предложения.
  1. Мы обязаны знать Пушкина наизусть для того, чтобы знать родной язык во всём его изобилии.
  2. Я плохо спал этой ночью, так как было душно.
  3. Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
  4. Мама закрыла шторы, потому что свет мешал малышу спать.
  5. Если воду нагреть до ста градусов, то она превратится в пар.
  6. Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать.
  7. И мелкий дождь, коль долго он идёт, вызывает наводнение.
  8. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык.
  • Напишите небольшое сочинение на тему «Мы собираемся в поход», используя сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх