Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ — 1 клас, Русский язык
Вы уже знаете, что очень важным словом на уроках русского языка считается слово «правило». Правило командует нами, даёт указания, как поступать, чтобы не написать слово с ошибкой. Значит, чтобы научиться писать без ошибок, надо уметь находить в слове опасное, иногда говорят ошибкоопасное, место и знать правило, которое можно применить.
На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.
Конспект
Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’]? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ.
Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч’] и [щ’] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.
Так появилось правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, а ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.
Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ – ШИ пиши с буквой И, считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.
Давайте попробуем применить правила на практике. Но сначала ещё раз повторим их. О чём вас предупреждает светофор (рис. 1)? Прочитайте все три правила и мысленно их повторите.
Рис. 1. Светофор (Источник)
А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:
«С добрым утром!» я крич…
Кузнецу, ткач…, врач….
«Добрый вечер!» – так встреч…ю
Всех, домой спешащих к ч…ю.
Проверьте себя.
«С добрым утром!» я криЧУ
Кузнецу, ткаЧУ, враЧУ.
«Добрый вечер!» – так встреЧАю
Всех, домой спешащих к ЧАю.
Рис. 2. Город звуков (Источник)
В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА – ЩА вы можете назвать?
Рис. 3. Чаепитие (Источник)
Конечно, для чаепития понадобятсячашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!
Сосчитайте, сколько слов с ЧА – ЩА я назвала?
Целых 10. Не верите?
Проверьте ещё раз:
чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,
Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.
Соберите из разбросанных слов предложение
Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ
Проверьте себя.
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу.
Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.
Запишите слова в два столбика: в первый – с сочетанием чу, во второй – щу.
Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.
Проверьте себя.
чу |
щу |
чудак чудо чулок чужой кричу |
щука щупальце щурок щуплый тащу |
Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА – ЩА пиши с А, ЧУ – ЩУ пиши с У.
А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри» и «парашют» написаны с буквой ю (рис. 4). Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.
жюри
|
парашют
|
Рис. 4. Слова-исключения (Источник)
Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относятся написание буквосочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ и ЖИ – ШИ. Старайтесь быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок.
Список литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали на уроке по теме «сочетания ча – ща, чу – щу».
2. Прочитайте скороговорки. Найдите в них слова на правила ЧА – ЩА и ЧУ – ЩУ:
Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.
Волки рыщут, пищу ищут.
Тащу – не дотащу, боюсь, что выпущу.
3. Подберите к названиям животных названия детёнышей:
волк – ?
заяц – ?
белка – ?
сорока – ?
галка – ?
4. Выберите нужную букву. Запишите слова без ошибок.
Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, прищ(у/ю)рился, ч(а/я)стушка, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, параш(у/ю)т.
5. Замените слово противоположным по значению словом, чтобы в нём были орфограммы «жи – ши, ча – ща, чу – щу»
Узко – ш…… , маленькие – б……, свои – ч….., редко – ч……, радость – п……, много – ч……ссорились – д……, болтали – м…….
6. Соедините подходящие по смыслу слова, найдите в них сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ША, ЧУ – ЩУ.
машина жизнь
большие спешит
хорошие чаща
дремучая рыжики
чудесная животные
вытащу щуку
Оставьте отзыв о качестве урока Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ в комментариях !!
