Советская культура в 1920 — 1930-е гг. — 1 клас, История России
Курсы ликбеза |
Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г.было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» — школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону — отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки и т.д. |
Б. Иогансон «Рабфак идет!» |
При поступлении в ВУЗы преимуществом пользовалась беднота. Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. В 1919 г.совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы. |
Академик И. Павлов |
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры, ценя свободу творчества, оказались за границей. М Горький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др. — во Францию. Часть деятелей культуры осталась в стране, но ушла в глухую оппозицию (А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин и др.). В тоже время В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др. восприняли идеи революции. |
К. Циолковский |
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых, т.к. от их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что работать надо на благо Родины и поэтому не разделяли идеологию большевиков. В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И.Павлова Н.Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др. |
Н. Бердяев |
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и др. деятели науки и культуры. В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых — Н.Бердяева, С.Булгакова, А.Кизеветтера, П.Сороки на и др. |
Партийная цензура |
В 1922 г. был учрежден Глав лит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 г. создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 г. в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться о единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась — началась идеологизация художественного творчества. |
Патриарх Тихон |
Борьба с религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 г. школа была отделена от церкви, а церковь — от государства. Началось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества. В конце 1917 г. Ленин восстановил патриаршество, но Тихон занял антисоветскую позицию, что обострило отношения церкви и государства. |
Взрыв Храма Христа Спасителя |
В 1922 г. имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г. в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. |
С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин |
В 20-е г. в начала складываться «пролетарская культура». Пролеткульт охватил ок.400.000 человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г. возникает Театр рабочей молодежи (С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин). В 1925 г. создается Российская ассоциация пролетарских писателей. Ей передали ряд цензорских функций. Появилась плеяда талантливых писателей — М.Шолохов, К.Тренев, И.Бабель и др. В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени, Д.Моор). |
Д. Шостакович, В. Маяковский, В. Мейерхольд работают над пьесой «Клоп» |
Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М.Грекова работает над военной тематикой, А.Герасимов, И.Бродский уделяли внимание «будням великих строек». И.Шадр, А.Матвеев творили в жанре революционной романтики. В.Татлин спроектировав «Башню III Интернационала», заложил основы современного индустриального дизайна. |
Школа в колхозе им. К. Маркса в Кабардино-Балкарии |
Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня населения. Педагогические эксперименты 20-х г. были непригодны для этого. В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г. — к семилетке. В школу возвратились уроки, твердое расписание, отметки и т.д. Были созданы новые программы и учебники. В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины. |
Сельская школа для взрослых |
В стране было открыто 20 тыс. новых школ. В к. 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г. грамотность составила 87,4%. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1-е место в мире. Тираж книг в 1937 г. составил 700 млн. экземпляров. Они выходили на 110 языках народов СССР. |
Д. Налбандян Сессия Академии наук СССР |
Развитие науки в СССР шло под мощным идеологическим прессом. Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям. В биологической науке группа во главе с Т.Лысенко подвергла травле советских генетиков — Н.Вавилова, Н.Кольцова, А.Серебровского. Свои действия Лысенко объяснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки». Впоследствии многие генетики были репрессированы, а сама генетика — запрещена. |
С. Вавилов |
Н. Кольцов |
А. Серебровский |
Огромное внимание Сталин уделял исторической науке. История стала трактоваться, как история классовой борьбы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б), отредактированный лично Сталиным. Он возвеличивал Сталина и фактически стал официальной трактовкой основ марксизма-ленинизма и вопросов истории ВКП(б). На его основе были разгромлены неофициальные школы в исторической науке, ей был нанесен непоправимый ущерб. |
А. Иоффе |
П. Капица |
Несмотря на идеологическое давление, представители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С.Вавилов (оптика), А. Иоффе (физика кристаллов), П.Капица (микрофизика), И.Курчатов (ядерная физика) и др. обогатили мировую науку. Химики Н.Зелинский, А.Бах, С,Лебедев сделали фундаментальные открытия в области получения искусственных веществ и органических пищевых продуктов. |
В.С. Пустовойт |
Мирового признания добились советские биологи — Н. Вавилов, В. Пустовойт, В.Вильямс и др. Значительных успехов достигли математика, астрономия, механика, физиология. Огромное развитие в этот период приобрели геология и география. Это было связано с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока. Были открыты новые залежи полезных ископаемых: нефти в Поволжье, угля в Подмосковье и Кузбассе, железа –на Урале и др. |
П. Белов. «Песочные часы» |
В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыслия в художественной культуре. Отныне искусство должно следовать одному направлению — социалистическому реализму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в представлении партийных вождей. Искусство стало насаждать мифы и создавать иллюзию, что счастливое время уже наступило. Используя его, власти умело манипулировали общественным мнением и направляли его в нужное русло. |
Кадр из фильма «Чапаев» |
Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф. Документальная хроника освещала в нужном свете текущие события. Во многом своему успеху она была обязана выдающимся режиссерам — Д.Вертову, Э.Тиссэ, Э.Шубу. В 1931 г. в СССР был поставлен 1-й звуковой фильм — «Путевка в жизнь». В 1936-1-й цветной фильм — «Груня Корнакова». Особой популярностью пользовались исторические ленты – «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. |
И. Ильинский и Л. Орлова в фильме «Волга-Волга» |
Особой популярностью у зрителей пользовались музыкальные ленты-»Волга-Волга», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух» и др.Начал складываться детский кинематограф — «Тимур и его команда», «Золотой Ключик», «Белеет парус одинокий». Накануне войны появилась целая серия патриотических лент – «Александр Невский», «Петр I», «Минин и Пожарский». Наиболее известными режиссерами были С.Эйзенштейн, Н.Экк, Г.Александров, И.Пырьев, В.Пудовкин. |
И. Дунаевский и В. Лебедев-Кумач |
Развитие музыки было связано с именами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Т.Хренникова, И.Дунаевского. Появились музыкальные коллективы — Большой симфонический оркестр, квартет им.Бетховена и т. д.При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей, поэтому жесткой критики подвергся Д.Шостакович. Своего расцвета достигло песенное творчество. Произведения И.Дунаевского, Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Покрасс знала вся страна. |
Б. Иогансон «Допрос коммунистов» |
В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника, а идейная направленность сюжета, соответствие принципам социалистического реализма. Его классиком стал Б.Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена все возможными наградами. В этом стили работали А. Дейнека, Ю.Пименов, М.Нестеров. В жанре пейзажа смогли утвердиться М.Сарьян, П.Кончаловский, А. Лентулов. |
М.И. Калинин среди награжденных писателей |
Строгая цензура наложила отпечаток на качество литературы. Из печати выходило много произведений -однодневок. Тем не менее, в этот период творили многие талантливые писатели. М.Горький пишет «Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычев и другие». А.Толстой заканчивает «Хождение по мукам « и начинает работу над романом «Петр I». Огромный вклад в историю литературы внесли М.Шолохов, М.Булгаков, В.Каверин, А.Платонов и др. |
Б. Щукин в роли Ленина в фильме «Человек с ружьем» |
В к. 20-х гг. на сценах советских театров начинают утверждаться пьесы советских драматургов. «Человек с ружьем» Н.Погодина, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд» репертуара многих театров. По всей стране с успехом шли пьесы М.Горького. Приобщение советских людей к культуре шло благодаря быстрому росту числа, театров, музеев, филармоний, библиотек. По всей стране проводились смотры талантов. |
Оставьте отзыв о качестве урока Советская культура в 1920 — 1930-е гг. в комментариях !!
