Связь слов в словосочетании — 8 клас, Русский язык
Данный урок «Связь слов в словосочетании» необходим тем, кто хочет понять связь между подлежащим и сказуемым. Узнаете, что такое согласование, познакомитесь с его особенностями. Учитель расскажет о двух видах связи слов – управлении и примыкании. Сделав дополнительное задание к уроку, вы закрепите полученные знания.
1. Введение
Тема: Cловосочетание
Урок: Связь слов в словосочетании
2. Согласование
Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых подчинительной связью.
2. Виды связи слов в словосочетании.
Основные виды синтаксической связи – сочинительная и подчинительная.
В словосочетании используется только подчинительная связь, а в предложении – оба вида связи (сочинение и подчинение).
Сочинительная связь объединяет равноправные члены или простые предложения в составе сложного (мальчики и девочки; столы и стулья; Лето было в разгаре, и солнце сильно припекало).
Основное средство связи при сочинении – сочинительные союзы.
Подчинительная связь объединяет главные и зависимые слова в словосочетании. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главного слова к зависимому:
видеть (что?) дом, книга (о ком?) о герое.
Средством подчинительной связи часто служит окончание зависимого слова:
любить маму, увидеть за окном.
Подчинительная связь может быть уточнена предлогом: рецензии на статью, сидеть за партой, уехать в город.
3. В словосочетании выделяются три вида подчинительной связи:
1. согласование;
2. управление;
3. примыкание.
2. Управление
Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: красная роза (ж.р., ед. ч., И.п.) или в числе и падеже: наши тетради (мн.ч., И.п.).
Главное слово при согласовании – это имя существительное или любая другая часть речи в ролисуществительного: золотой осенний лист (сущ.), уважаемые отдыхающие (субстантивированное прич.).
Зависимое слово при согласовании может быть выражено:
1. прилагательным (занимательная книга);
2. притяжательным местоимением (кроме его, её, их) мой дом;
3. причастием (просмотренный фильм);
4. порядковым числительным (первую/одну тетрадь).
Слово оба согласуется в числе и роде: обеих девочек, обоих мальчиков.
3. Примыкание
Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога.
Главным словом в словосочетаниях с управлением могут быть:
1. глагол (писать сочинение);
2. имя существительное (движение машины);
3. имя прилагательное (полный тревоги);
4. наречие (наедине с сыном).
Зависимое слово обычно выражается именем существительным или словами любой части речи в роли существительного: посмотреть на сидящего, лететь с ним.
Обратите внимание!
Правильно говорить: заплатить за проезд (за что?), оплатить проезд (оплатить что?)
При управлении падежные формы большинства вещественных и некоторых собирательных существительных зависят от значения:
при обозначении части целого в Р.п. имеют окончание —у (-ю) – килограмм сыру,
при обозначении целого употребляются в Р.п. с окончанием —а (-я) – вкус сыра. Однако, если существительное на -у (-ю) имеет определение, оно употребляется с окончанием -а (-я) – килограмм голландского сыра.
Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.
Главное слово в словосочетаниях с примыканием может быть выражено следующими частями речи:
1) глаголом (идти не торопясь, много думать);
2) именем существительным (письмо по-английски, желание работать);
3) именем прилагательным (очень стеснительный, склонный преувеличивать);
4) наречием (слишком рано, очень быстро).
Зависимое слово при примыкании чаще всего выражается:
1) наречием (идти пешком);
2) деепричастием (шёл спускаясь);
3) неопределённой формой глагола (думал уйти);
4) неизменяемым прилагательным (цвет хаки).
Кроме того, зависимое слово может быть выражено сравнительной степенью прилагательного: девочкапостарше, существительным газета «Известия».
Список рекомендованной литературы
1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Словосочетание (Источник).
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (Источник).
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).
4. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Электронные задания (Источник).
2. Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
3. Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
4. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
5. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
6. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Медленно опускаться на парашюте.
Оставьте отзыв о качестве урока Связь слов в словосочетании в комментариях !!
