В5. Простое осложненное предложение — , Русский язык ЕГЭ Подготовка к ЕГЭ
На этом уроке мы повторим виды «осложнителей» простого (или части сложного) предложения: однородные члены, обособленные члены (в том числе уточняющие и сравнительный оборот); вводные слова, сочетания и предложения, вставные конструкции, обращения. Рассмотрим алгоритм и особенности решения заданий типа В5.
1. Введение
I. Особенности выполнения заданий типа В5
Напомним, что осложнение предложения вызывают однородные члены, обособленные члены (в том числе уточняющие и сравнительный оборот); вводные слова, сочетания и предложения, вставные конструкции, обращения. Соответственно, вот какими могут быть варианты задания В5.
1. Среди указанных предложений найдите предложение с необособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
2. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
3. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
4. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
5. Среди указанных предложений найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
6. Среди указанных предложений найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.
7. Среди указанных предложений найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
8. Среди указанных предложений найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
9. Среди указанных предложений найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Варианты зависят от вида осложнения: нужно найти необособленное или обособленное определения, обособленное приложение, обособленное обстоятельство, однородные члены, обращение; вводное слово, или сочетание, или предложение; уточняющее обособленное обстоятельство, обособленный сравнительный оборот.
Предложение может быть осложнено:
1. однородными членами:
За обедом он ничего не ел и был очень задумчив.
2. обращением:
Вася, немедленно подойди!
3. вводным словом, сочетанием и предложением; вводной конструкцией:
Дождь, однако, зарядил надолго.
!Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла недавно.
4. сравнительным оборотом (начинается сравнительными союзами как, словно, точно, чем, нежели, будто, как будто, подобно и др.):
Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды.
Предложение может быть осложнено однородными членами: в нашем предложении это сказуемые не ел и был задумчив, обращением – Вася, вводным словом – однако. Будьте внимательны: вводное предложение, вводная конструкция могут присоединяться союзами: Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла недавно. Если я не ошибаюсь – это вводное предложение. Все предложение будет простым, осложненным.
Предложение может быть осложнено сравнительным оборотом, начинающимся союзами как, словно, точно, чем, нежели, будто, как будто, подобно и т.д. В нашем примере сравнительный оборот присоединен союзом будто.
Чаще всего задание В5 посвящено обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам.
II. Обособленные определения
Часто недоумение вызывает слово «согласованные». Это значит, что определение связано с главным словом с помощью согласования – деревянный стол. А есть еще управление – человек в очках, примыкание – приказ атаковать. Но мы говорим только о СОГЛАСОВАННЫХ определениях.
Рис. 1. Согласованные обособленные определения
Обратите внимание на то, что в задании В5 может быть нужно найти необособленное согласованное распространенное определение.
Вот пример:
Рис. 2. Согласованное необособленное распространенное определение
Выполним задание В5.
Найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(1) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в воздухе. (2) Мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце. (3) Голосок малиновки, золотой, звонкий, звучит невинной, болтливой радостью… (4) А осенний, ясный, немножко морозный день, когда береза, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе!
В первом предложении обособления нет: запятая разделяет однородные члены. Во втором предложении обособление есть: светлея в тени, темнея на солнце. Но это не определение, а обстоятельство: вьются как? В третьем предложении есть обособление – золотой, звонкий, и это определение. Но это одиночные определения. Нам это не подходит. Наконец, четвертое предложение. Понятно, что ответ здесь. Но давайте его найдем. Обособлено определение вся золотая, выраженное прилагательным с зависимым словом. Значит, ответ – 4.
III. Обособленные приложения
Как вы помните, приложения – это, определения, выраженные существительным.
Рис. 3. Обособленные приложения
Приложение может быть обособлено с помощью тире:
Я лишь не могу забыть одной вещи – знакомства моего с издателем.
Приложение может быть присоединено союзом КАК:
Как человек замечательно умный, он не встречал равного себе.
Выполним вариант задания В5.
Найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Лавочник налил ему чаю. (2) Егорушка сел на складной стул и стал пить. (3) Он хотел еще спросить, сколько стоит фунт миндаля в сахаре, но вошел покупатель, и хозяин, отставив в сторону свой стакан, занялся делом.(4) Покупатель, человек, по-видимому, очень упрямый и себе на уме, все время в знак несогласия мотал головой и пятился к двери.
В первых двух предложениях просто нет обособления. Во втором предложении обособление есть – отставив в сторону свой стакан. Но это обособленное обстоятельство. А вот обособление в четвертом предложении – это то, что нам нужно. Определяемое слово – покупатель. Человек очень упрямый и себе на уме – приложение, выраженное существительным с зависимыми словами. Ответ – 4.
IV. Обособленные обстоятельства
Рис. 4. Обособленные обстоятельства
Выполним вариант задания В5.
Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. Напишите номер этого предложения.
(1)В бричке находился еще один пассажир – мальчик лет девяти. (2) Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. (3) Он ехал куда-то поступать в гимназию. (4) Его мамаша, Ольга Ивановна, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию. (5) И теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке. (6) Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.
Обособление есть и в первом, и во втором, и в четвертом, и в пятом предложениях. В первом предложении есть обособленное приложение – мальчик лет девяти. Во втором предложении тоже есть обособленное приложение – племянник Кузьмичова. В четвертом предложении – вновь обособленное приложение Ольга Ивановна и два обособленных определения, выраженных причастными оборотами: любившая образованных людей и благородное общество и ехавшего продавать шерсть. А вот в пятом предложении находим то, что нужно: не понимая – обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. Как чайник на конфорке – сравнительный оборот. Ответ – 5.
Последнее, что мы сегодня повторим, – обособление уточняющих членов предложения (здесь говорим только об обстоятельствах). Напомним, что уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он находится, и служащий для уточнения. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени.
Рис. 5. Обособление уточняющих членов предложения
V. Разбор задания типа В5 ЕГЭ
В заключение разберем задание типа В5 из демоверсии 2013.
Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
В первом предложении есть вводное слово главное. Есть и несогласованное определение – много страшнее. Но нам нужно согласованное. Есть и сравнительный оборот. Во втором предложении появляется обособленное обстоятельство – отвернувшись к стенке. В третьем и четвертом предложениях вообще нет обособления. В пятом есть вводное слово конечно, согласованное обособленное определение любимой. Но оно выражено одиночным прилагательным (см. задание!). В шестом предложении обособления нет, в седьмом есть вводное сочетание во всяком случае. В восьмом – листок какой? весь проткнутый карандашом. Обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом. Вот ответ. Чтобы закончить, скажем, что в этом предложении есть еще вводное слово видно, а в девятом предложении нет обособления. Ответ – 8.
Список литературы
1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.
2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. 5-ege.ru (Источник).
2. Russkiy-na-5.ru (Источник).
3. Академик (Источник).
4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
Домашнее задание
1. Выполните задание типа В5:
Рис. 6. Задание типа В5
2. Выполните задание типа В5:
Рис. 7. Задание типа В5
Оставьте отзыв о качестве урока В5. Простое осложненное предложение в комментариях !!
