9 клас

Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах; тире между подлежащим и сказуемым; орфограмма в корне; правописание приставок, производных предлогов – 9 клас, Русский язык

На этом уроке вы вспомните правила расстановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, вспомните, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире, закрепите свои знания орфограмм в корнях слов, а также вспомните правописание приставок и производных предлогов, выполните много интересных заданий.

Повторение знаков препинания в предложении

Запишите несколько предложений и выделите грамматические основы в них.

Словарь народа – это и мышление народа, и его история, и, естественно, его быт и труд, ибо мысль неотрывна от слова.

В этом предложении две грамматические основы. Первая основа:

подлежащее – словарь народа

сказуемое – мышление, история, быт и труд

Вторая основа:

подлежащее – мысль

сказуемое – неотрывна

Это сложное предложение, которое состоит из двух простых. Мы ставим тире между первым подлежащим и первым сказуемым, потому что подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи – существительным.

Слово человеческое всё в мире объясняет,объемлет,отражает.

Выделим грамматическую основу этого предложения:

Слово человеческое всё в мире объясняет, объемлет, отражает.

Это простое предложение, осложненное однородными сказуемыми, между которыми ставятся запятые.

Слово – великий зодчий всей культуры, всей цивилизации.

Выделим грамматическую основу предложения:

Слово великий зодчий всей культуры, всей цивилизации.

Подлежащее и сказуемое в этом предложении выражены существительным, поэтому между ними ставим тире. Обратите внимание на написание слова зодчий.

Повторение синонимов

Употребление слов зодчий, объемлет характерно для художественного стиля (литературного стиля художественных произведений). К этим словам можно подобрать синонимы, которые будут выражать значение в более понятной нам форме:

Зодчий архитектор, художник

Объемлет  обнимает

К вводному слову естественно несложно подобрать близкое по значению другое вводное слово:

естественно – конечно

Разбор слова по составу

Мировоззрение – система взглядов на природу и общество.

Выделим грамматическую основу предложения:

Мировоззрение – система взглядов на природу и общество.

Подлежащее и сказуемое в этом предложении выражены существительным, поэтому между ними ставим тире.

Разберем слово мировоззрение:

мир – корень слова

о – соединительная гласная

воззрение – существительное (в значении взгляд), которое состоит из следующих частей:

воз – приставка,

зр – корень,

ени – суффикс,

е – окончание.

Повторение фонетики

Попробуйте назвать третью букву и третий звук в слове объясняет. Для этого надо сделать фонетический разбор слова:

[а б й′ и с′ н′ а й′ и т]

Третья буква – это твердый знак ъ. Помните, что после приставки на согласный перед буквами е, ё, ю, я пишется твердый знак.

Третьим звуком в слове будет [й′], потому что буква я обозначает в этом слове звуки [й′] и [и].

Вспомните постоянные признаки у звука [й′]:

[й′] – согласный, звонкий, мягкий.

Задание на закрепление знаний

Запишите текст и разберите постановку знаков препинания.

Пушкин сосланный в Михайловское как всегда много читает. Книг ради бога книг просит он в письме к брату. В списках заказанных им книг русские и зарубежные поэты Байрон и Шиллер Вальтер Скотт и Крылов Шекспир и Державин. Читает Пушкин конечно и Ломоносова и Карамзина и Руссо. Из книг прочитанных им в Михайловском составилась целая библиотека и впоследствии её вывозили в ящиках на двенадцати подводах. Пушкин шутил что здесь он перечитал двенадцать телег книг. Пребывание в Михайловском безусловно оказалось плодотворным для Пушкина поэта. Главы «Евгения Онегина» трагедия «Борис Годунов» поэма «Цыганы» несколько десятков лирических стихотворений  таков далеко не полный список созданного им в течение двух лет ссылки.

Рис. 1. А.С. Пушкин (Источник).

Проверим и объясним все знаки препинания в каждом предложении.

Пушкин, сосланный в Михайловское, как всегда, много читает.

Выделяем запятыми причастный оборот сосланный в Михайловское (рис. 2). С обеих сторон обособляется сравнение как всегда.

Рис. 2. Село Михайловское (Источник).

«Книг, ради бога, книг!» – просит он в письме к брату.

Кавычками выделяется цитата. Запятыми выделяется вводное сочетание ради бога. Восклицательный знак ставится, потому что это просьба-требование.

Рис. 3. Книги (Источник).

В списках заказанных им книг русские и зарубежные поэты: Байрон и Шиллер, Вальтер Скотт (рис. 4) и Крылов, Шекспир и Державин.

В этом предложении есть однородные члены и обобщающее слово, после которого ставится двоеточие.

Рис. 4. Вальтер Скотт (Источник).

Читает Пушкин, конечно, и Ломоносова (рис. 5), и Карамзина, и Руссо.

Вводное слово конечно выделяем запятыми с обеих сторон. Ставим запятые между однородными дополнениями с повторяющимся союзом и.

Рис. 5. М.В. Ломоносов (Источник).

Из книг, прочитанных им в Михайловском, составилась целая библиотека, и впоследствии её вывозили в ящиках на двенадцати подводах.

Выделяем с обеих сторон запятыми причастный оборот прочитанных им в Михайловском. Ставим запятую между двумя частями сложного предложения, которые соединяются союзом и.

Пушкин шутил, что здесь он перечитал двенадцать телег книг.

Ставим запятую перед придаточным предложением.

Рис. 6. Библиотека А.С. Пушкина (Источник).

Пребывание в Михайловском, безусловно, оказалось плодотворным для Пушкинапоэта.

Выделяем запятыми с двух сторон вводное слово безусловно. Обратите внимание на написание приставки в слове пребывание. Пушкин-поэт пишется через дефис, потому что поэт – приложение.

Главы «Евгения Онегина» (рис. 7), трагедия «Борис Годунов», поэма «Цыганы», несколько десятков лирических стихотворений таков далеко не полный список созданного им в течение двух лет ссылки.

Ставим запятые при перечислении. После перечисления перед обобщающим словом ставим тире. В течение пишется раздельно, на конце пишется е, т. к. обозначает промежуток времени.

Рис. 7. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин» (Источник).

 

Список литературы

1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.

3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, 2006.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет-сайт pravopisanie_i_stilistika.academic.ru (Источник)

2. Интернет-сайт tepka.ru (Источник)

3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Расставьте знаки препинания в предложениях и объясните их.

Всё и мои планы и моё настроение  неожиданно изменилось.

Солнце поднималось выше трава под его лучами уже достаточно обсохла.

Для каждого есть слава трудись и она твоя.

Утро великолепное в воздухе прохлада солнце ещё не высоко.

Мне вдруг стало страшно как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

2. Разберите слова по составу.

Подписчик, разогнать, веселейший, переносица, безбрежный, сногсшибательный, хлебопечь.

3. Напишите небольшое сочинение (до 10 предложений) на тему «Урок русского языка», используя сложные предложения с разными видами связи, осложняя их вводными словами и сравнительными оборотами.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах; тире между подлежащим и сказуемым; орфограмма в корне; правописание приставок, производных предлогов в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх