8 клас

Знаки препинания в предложениях с вводными словами — 8 клас, Русский язык

Цель урока – рассмотреть случаи употребления вводных слов (и сочетаний) в предложении и их обособление.

Вводные слова, сочетания и предложения (вводные конструкции) при произнесении выделяются интонацией. Вводные слова на письме обособляются на письме запятыми, реже – тире, скобками.

Запятые

И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю?

Вводные конструкции выражают чувства

Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша.

Вводные конструкции выражают степень уверенности

Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.

Вводные конструкции указывают на источник сообщения

Впрочем, он был в душе добрый человек.

Вводные конструкции указывают на связь мыслей

Нрава Татьяна была скромного или, лучше сказать, запуганного.

Вводные конструкции указывают на способ оформления мыслей

Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею?

Вы уж, пожалуйста, не выдавайте меня.

Вводные конструкции выражают призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание

Не путайте водные слова с членами предложения.

Отличие вводных слов от членов предложения.

Вводные слова

Члены предложения

Кажется, шепчут колосья друг другу.

Мир кажется мне книгой бесконечной.

За тем лесом, видно, озеро.(= наверное, находится)

За тем лесом видно озеро.

Дождь, казалось, зарядил надолго.

Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

Бесспорно, ты прав.

Ваше право на отпуск бесспорно.

Цех, возможно, уже реорганизован.

Цех возможно реорганизовать.

Он, точно, немного странен.

Ваше решение задачи абсолютно точно.

Прежде всего, нужно ли говорить именно об этом? (указывается связь мыслей).

Прежде всего нужно говорить именно об этом («сначала»).

Он, безусловно, прав (вводное слово; указывается на уверенность в его правоте).

Он безусловно прав (обстоятельство; указывается степень его правоты).

Ваши рассуждения, естественно, подводят нас к правильному решению («разумеется»).

Ваши рассуждения естественно подводят нас к правильному решению (естественным образом).

Далее, слово берет председатель собрания (последовательность изложения мыслей).

Далее слово берет председатель собрания («затем»; последовательность фактов).

Подобные статьи, вообще, представляют интерес, но конкретно эта вряд ли подойдет для нашего журнала (в значении «вообще говоря»).

Разжигать костры он вообще запрещал… (в значении «всегда», «совсем, при всех условиях»).

Вообще здесь мне нравится, и комнату эту я сниму (в значении «в общем», «а целом»).

Актер, в конце концов, мало подготовлен для такой ответственной роли.

В конце концов они [офицеры] взяли сторону командира.

Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит, солнце уже склонилось за полдень (А. Чехов).( оно синонимично словам «следовательно», «стало быть»)

Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем… (Н. Гоголь) (близко по смыслу к «означает»).

Боротьсязначит победить (между подлежащим и сказуемым, выраженными неопределенной формой глагола, требуется тире).

И, потом, он в моих глазах знаменитость («кроме того»).

И потом он стал знаменитым («затем, после этого»).

Вы, верно, переведены сюда из России?

Вы верно перевели этот отрывок?

После обхода больных врач, может быть, у себя в кабинете («возможно»).

После обхода больных врач может быть у себя в кабинете («может находиться»).

Нужно исправить и, главным образом, дополнить свежим материалом (в значении «самое главное»).

Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию («преимущественно», «в основном», «больше всего»).

Правда

Правда, хорошо, что он приехал? (правда – вводное слово в значении «не правда ли?»).

Правда, на дискуссию у него ушло много сил, но зато молодежь многому научилась (Н. Островский)

(правда вводное слово в функции уступительного союза).

Мужики не были убеждены, что сараи теперь и правда стали не их (правда – частица в значении «действительно»).

Знаешь

Он, знаешь, человек обязательный (вводное слово).

А нам за это знаешь что будет? Потом зимы были знаешь какие! Я нашел на столе знаете что? (знаешь, знаете в значении экспрессивно-усилительной частицы).

Наконец

Да уходите же, наконец! (А. Чехов).

В значении же «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным, например:

Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы. Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены, наконец и большая часть приданого дочери (Н. Гоголь).

Пожалуйста

Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (пожалуйста – вводное слово = «прошу вас»).

Скажи пожалуйста, какой храбрец! (цельное сочетание скажи пожалуйста при выражении удивления, возмущения, негодования).

Вечером пожалуйста, а днем прийти не могу (пожалуйста – частица для выражения согласия, в значении «да»).

Однако

Смотри, однако, будь осторожна. Сколько хлопот, однако (вводное слово однако обособляется, если стоит в середине или в конце предложения).

Мы не надеялись встретиться, однако встретились (слово однако не является вводным, если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены (в этих случаях имеет значение противительного союза но).

Исключение составляют те случаи, когда слово однако в начале предложения имеет значение междометия и на этом основании отделяется запятой: Однако, какой ветер! (А. Чехов).

Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то между ними запятая не ставится:

Ребёнок, /очевидно испугавшись посторонних/, бросился к матери.

Сравните: Ребёнок,/ испугавшись, очевидно, посторонних/, бросился к матери.

На этом основании слова например, в частности, главным образом и др., стоящие в начале уточняющего или присоединительного оборота, выделяются запятыми вместе со всем оборотом, т. е. после них никакого знака не ставится.

При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:

Дождь, однако же, кажется, зарядил надолго.

Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения?

Вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры

(и и но):

Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых, работы было

мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела.

Если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится ( и, но и а):

Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее.

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы и др.

Если во вводной конструкции пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире:

С одной стороны, сочинение интересно по своему содержанию, с другой оно страдает неровностью изложения.

 

Список литературы

  1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М.: ЧеРо, 1999 (Источник). 
  2. Вводные конструкции (собрание материала) (Источник). 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник). 
  2. Презентация «Вводные слова, сочетания и предложения» (Источник). 

 

Домашнее задание

1. Прочитайте текст, определите роль вводных слов, запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

В текстах какого стиля чаще всего используются слова во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, значит и т. д. как средство связи между предложениями и абзацами?

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первон..чальную свежесть.

Я предпол..гаю что слово оживает в двух случаях. (Во)первых когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу.

(Во)вторых даже стёртое слово поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд как(бы) насыщается общей мелодией стиха.

И (на)конец поэзия богата аллитерациями. (К. Паустовский)

2. Спишите, вставляя в предложения вводные слова и словосочетания.

Выразите мысли с уверенностью.

  1. Внимательное чтение повышает грамотность.
  2. Физкультура укрепляет здоровье.
  3. Чтобы заниматься спортом, необходимо предварительно посоветоваться с врачом.
  4. Утреннюю зарядку нужно проводить ежедневно.
  5. Все наши спортсмены примут участие в кроссе.

3. Выразите мысли как предположение.

  1. Солнечные дни установились надолго.
  2. Река вскроется рано.
  3. Весна будет тёплая и сухая.
  4. Черёмуха в полном цвету и скоро зацветёт сирень.
  5. На юге уже начался купальный сезон.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Знаки препинания в предложениях с вводными словами в комментариях !!

Нажмите, чтобы комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На верх