Звук и буква Н, н — 1 клас, Русский язык
На этом уроке мы узнаем о звуке [н] и букве Н, о звонкости, твёрдости и мягкости звука [Н], научимся писать букву Н, выполним множество интересных заданий.
Характеристика звука [н]
Сегодняшний урок начинается со слова новости. Сегодня в сказочных новостях сообщили, что дома, построенные из соломы, веточек и тонких прутиков, совсем ненадёжные. А вот каменный дом может спасти даже от страшного волка. Узнали сказку? На этом уроке настоящими помощниками станут три брата:
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи (рис. 1).
Рис. 1. Три поросёнка (Источник)
Вы, конечно же, вспомнили, что это Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Даже имена у них похожи. Глядя на их имена, несложно догадаться, какой букве и звуку будет посвящён урок. Тема урока: «Буква Нн и звуки, которые она обозначает».
А к нам на урок пришёл ещё один герой из сказочного музея. Отгадайте, кто это.
Большая шляпа набекрень,
И всюду нос совать не лень.
За все дела берётся,
И всё не удаётся
Ну-ка, угадай-ка,
Как зовут?
(Незнайка) (рис. 2)
Рис. 2. Незнайка (Источник)
Незнайка будет задавать вопросы, а братья-поросята – отвечать. И вы помогайте им отвечать.
Расскажите Незнайке, как дать характеристику звуку. Вы уже знаете, что для этого нужно звук произнести и внимательно его послушать. Во время произношения звука [н] язык кончиком упирается в зубы и закрывает проход для воздуха. Из-за этого он не может легко и спокойно произнестись, получается шум. Значит, звук [н] – согласный.
Помогите Незнайке узнать, звонкий ли это звук? Вы уже знаете, что это выяснить несложно. Положите руки на горлышко или на ушки и послушайте внимательно, как будет работать ваше горло. Вы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук.
Ещё можно узнать, твёрдый это звук или мягкий. В этом вам помогут братья. Произнесите их имена и послушайте.
Наф-Наф – твёрдый звук [н].
Нуф-Нуф – твёрдый звук [н].
Ниф-Ниф – мягкий звук [н′].
Значит, у звука [н] есть пара – звук [н′].
Учимся определять мягкий [н′] и твёрдый [н] звуки в словах
Докажем, что у твёрдого звука [н] есть мягкая пара [н′]. Незнайка будет задавать вопросы, поросята – давать ответы, а вы дополняйте их.
Незнайка попросил поросят назвать имена ребят, которые начинаются с твёрдого [н] или мягкого звука [н′]. Братья-поросята дали такой ответ:
Твёрдый звук [н]:
Наташа
Настя
Надя
Мягкий звук [н′]:
Нина
Никита
Ника
Продолжите называть имена сами.
Незнайка спрашивает: какие вы знаете цветы, названия которых начинаются с [н] и [н′]?
Настурция – звук [н] (рис. 3).
Рис. 3. Настурция (Источник)
Нарциссы – звук [н] (рис. 4).
Рис. 4. Нарцисс (Источник)
Незабудки – звук [н′] (рис. 5).
Рис. 5. Незабудки (Источник)
Можете добавить свои примеры?
Незнайка просит назвать планеты, в названиях которых встречаются нужные нам звуки.
Луна – твёрдый звук [н] в середине слова (рис. 6).
Рис. 6. Луна (Источник)
Венера – мягкий звук [н′] в середине слова (рис. 7).
Рис. 7. Венера (Источник)
Нептун – мягкий звук [н′] в начале слова и твёрдый звук [н] в конце (рис. 8).
Рис. 8. Нептун (Источник)
Сатурн – твёрдый звук [н] в конце слова (рис. 9).
Рис. 9. Сатурн (Источник)
Приведите свои примеры.
Незнайка спрашивает, знаете ли вы животных, в названиях которых спряталось слово «нос».
Носорог (рис. 10)
Рис. 10. Носорог (Источник)
Носач (рис. 11)
Рис. 11. Носач (Источник)
Утконос (рис. 12)
Рис. 12. Утконос (Источник)
Во всех этих словах буква Н обозначает твёрдый звук [н].
Знакомимся с буквой Нн
Покажем Незнайке и поросятам букву их имени (рис. 13).
Рис. 13. Буква Н (Источник)
Это заглавная буква Н.
Сейчас эту букву мы называем «эн», а в древности она называлась иначе – «наш» и означало это то же, что и теперь слово наш, т. е. свой, принадлежащий нам. Т. к. имя принадлежит только какому-то герою, а не всем, то пишется оно с большой буквы Н. У большой буквы есть пара – маленькая буква н. Они похожи (рис. 14).
Рис. 14. Печатные буквы Нн (Источник)
Незнайке нужно объяснить,
Как нам букву начертить.
Разъясняю ему бойко:
«Надо к каждой этой стойке
Перекладину прибить,
Станет буква Н служить».
Буква Н очень напоминает букву И.
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула.
Он не слушался совсем
И превратился в букву Н.
Прочитайте стихотворения и скажите, на что похожа буква Н.
У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Получилась лесенка.
Н– натянутая сетка.
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор,
Поиграем в волейбол.
Буква Н, тебя я знаю.
Буква крепкая, стальная.
У тебя огромный рост
И не буква ты, а мост (рис. 15).
По тебе бегут машины,
Под тобой бежит река
С пароходами большими.
Над тобою – облака.
Рис. 15. Мост (Источник)
А ещё букву Н можно найти во многих предметах. Например: стул, гамак, башня с воротами.
Писатель Виктор Хмельницкий рассказал вот какую новость:
Случилось это летним солнечным днём. Гуляла буква Н в лесу, цветы собирала, а потом легла на поляне и решила помечтать. Раньше всё времени как-то не хватало. Замечталась, будто она – первая буква в алфавите. И так хорошо стало – разбросала ноги в стороны, положила руки за голову и…ахнула! Ещё бы! Сложив руки за головой и разбросав ноги, буква Н превратилась в букву А – первую букву алфавита! Вот как полезно иногда помечтать.
Проверьте правдивость этой истории – слепите из пластилина букву Н, превратите её в букву А, а затем опять в букву Н. Пусть мечта буквы Н исполнится.
Поучим Незнайку читать:
Ни—на
Ин—на
Нон—на
зелёным цветом обозначены гласные буквы. Вы заметили, что в словах по два слога. Гласные звуки – подсказки. Сколько гласных, столько и слогов. Попробуйте прочитать имена слитно:
Нина
Инна
Нонна
Для того чтобы записать эти имена, понадобилась всего одна согласная буква – буква Н. А всего в этих трёх именах написано семь букв Н, но согласные звуки не все одинаковые.
Нина – первый звук [н′] мягкий. Остальные звуки во всех слова твёрдые [н].
Прочитайте слова:
он
она
оно
они
мыло
налим
малина
лилии
Как вы думаете, лилии – это имя или цветы? Конечно, имелись в виду цветы, потому что слово написано с маленькой буквы.
Соедините эти слова парами. Проверьте:
он
она
оно
они
мыло
налим
малина
лилии
Учимся писать заглавную письменную букву Н
Рассмотрите письменные буквы Нн. Сравните их с печатными буквами (рис. 16).
Рис. 16. Печатные и письменные буквы Нн (Источник)
Будем учиться писать заглавную письменную букву Н. В ней три элемента (рис. 17).
Рис. 17. Написание заглавной буквы Н (Источник)
Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке рабочей строки и продолжаем вести линию вверх, отклоняясь вправо. Начинаем делать закругление до уровня высоты первого элемента, опускаем прямую линию вниз, пересекаем второй элемент буквы и, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
Вот возможные ошибки при написании буквы Н: очень широкие петельки (нижняя и верхняя); длинные прямые палочки получились в разных направлениях из-за того, что вторая прямая написана без наклона влево.
Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Вспомните о правилах посадки во время письма.
Учимся писать маленькую строчную букву н
Будем учиться писать маленькую букву н. В ней три элемента (рис. 18).
Рис. 18. Написание строчной буквы н (Источник)
Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки ведём наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла) до верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
Вот возможные ошибки при написании буквы н: очень большая соединительная петля у буквы; первый и третий элементы смотрят в разные стороны.
Попробуйте написать букву в тетради сами.
Подумайте, как большую и маленькую буквы Нн соединить с другими буквами. Вспомните, у каких букв уже писали похожие верхние и нижние соединения: и, ы, а. Сможете ли вы сами написать, соединяя буквы Нн с другими буквами? Попробуйте.
Сегодня на уроке у нас в гостях была буква Нн, которая на письме обозначает звуки твёрдый [н] и мягкий [н′]. Эта буква очень любит слова ответственных людей, например: надо, нужно, необходимо, научится. А ещё она очень любит тех, кто хочет что-то делать, например: написать, нарисовать, начать читать.
Домашнее задание
1. Потренируйтесь в написании буквы Н. Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Нн (большие и маленькие).
2. Назовите пять слов, в которых буква Н обозначает мягкий звук [н′], и пять слов с твёрдым звуком [н].
3. Выберите любой стишок из этого урока про букву Н и выучите его наизусть.
Список литературы
1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт textologia.ru (Источник)
2. Интернет-сайт readik.ru (Источник)
3. Интернет-сайт razvitierebenka.com (Источник)
Оставьте отзыв о качестве урока Звук и буква Н, н в комментариях !!
